Хватит падать
Началось все почти два года назад. Я работала графическим дизайнером в типографиях, рекламных агентствах. С увольнением получилось, как, наверное, бывает у всех: появились какие-то проблемы, недопонимание с начальством.
Когда остаешься без работы, постоянно словно испытываешь ощущение падения. Я не работала полтора года, только подрабатывала. Зато когда уволилась, появилась масса свободного времени, и я стала двигаться в направлении создания собственной школы. Моя подруга, которая живет в Израиле, как раз открыла свою художественную школу. И я захотела заняться чем-то подобным.
Кроме того, я хотела, чтобы моя дочь получила академическое образование — у нее есть способности к рисованию. Но в художественную школу нужно ходить пять дней в неделю, и на другие занятия просто не остается времени. А где еще можно научиться, чтобы потом куда-то поступить, чтобы заниматься этим профессионально? В художественном институте есть подготовительные курсы, но там та же система: пять дней в неделю. Ну никак не получается. Я думаю, не мы одни столкнулись с этой проблемой. Я же тогда периодически преподавала в художественном институте. И сейчас тоже там иногда преподаю по необходимости. В общем, преподавательский опыт у меня уже был. Вот я и задумалась о смене деятельности.
Начинать лучше с малого
В Красноярском краевом центре профориентации и развития квалификаций в это время как раз проходили трехмесячные курсы подготовки предпринимателей. Когда я об этом узнала, набор заканчивался через два дня. Мне повезло, и я успела записаться.
Я пришла туда с идеей открытия лицензированной художественной школы, так как в Красноярске только две художественные школы академической направленности, и обе государственные. Думала, будет отдельное помещение, педагоги. И мне не нужно будет постоянно ходить на работу. Ведь раньше я преподавала в школе, и вторую половину дня просто спала. Когда много людей, сильно изматываешься. Три месяца так походила и поняла, что не смогу больше.
В общем, я хотела оформить юрлицо. Все посчитала — вроде все прекрасно. А специалисты в центре занятости всё так р-р-раз — и схлопнули. А когда я ознакомилась со всеми нюансами, с юридическими моментами, с бухгалтерией, узнала, сколько мне будет это стоить, то подумала: что-то мне уже не хочется такие большие штуки делать. Люблю, когда спокойно. Вот и решила начать с маленькой камерной студии. Назвала ее «Арт-школа Гладких», потому что «арт-школ» в Красноярске больше нет. А свою фамилию добавила для узнаваемости.
Меня ознакомили со всеми сторонами моего будущего дела, мы составили бизнес-план, я зарегистрировалась в качестве индивидуального предпринимателя и получила деньги на развитие бизнеса — около 72 тысяч рублей. Я нашла помещение, стала ремонтировать, закупать необходимое оборудование и через два месяца открылась.
Как не тратить деньги на лишнее
Разумеется, было страшно: тут же свои деньги вложили в аренду, в ремонт. Выделенные средства я потратила на мебель, освещение и наглядные пособия. Материалы — краски, кисти и прочее — ученики приносят сами, так как их набор индивидуален.
Число учеников: 40
Направления деятельности: уроки живописи, освоение современных графических материалов, рисунки гуашью и акварелью, изучение различных технических и композиционных приемов. Подготовка к поступлению в высшие и средние художественные заведения
Знающие люди мне сразу говорили, что в моей сфере реклама совершенно бесполезна — только «сарафанное радио». Но первые ученики у меня появились сразу, потому что я была готова и информировать всех своих знакомых начала задолго до того, как открыла школу. Также я понемногу вкладывалась в полиграфию, печатала визитки, пробовала разные виды рекламы — отдача была хуже, чем от бесплатных ресурсов. Я убедилась, что лучше не тратить никуда деньги. Это не для этого бизнеса. Тем более, студия у меня маленькая, и слишком много учеников я принять просто не смогу.
В своей арт-школе я преподаю все академические дисциплины: живопись, рисунок, композицию. Готовлю ребят к поступлению в высшие и средние учебные заведения: кто-то хочет быть архитектором, кто-то — дизайнером. Таких учеников у меня примерно половина. Ко мне ходят и дети, и студенты, и взрослые. Например, накануне одна женщина забрала свою масляную живопись и повезла ее по заказу в Италию. Она отучилась у меня год, а потом решила заниматься именно масляной живописью и теперь движется в этом направлении. Вот уже и заказы начала принимать. Раньше она картины не писала, но у нее было желание этим заняться. Прийти ко мне помогло все то же «сарафанное радио».
О горе-репетиторах и пользе рисования
Вообще, рынок у нас разнообразный, и частных студий, как у меня, в городе много. Это ведь удобнее, чем ходить в художественную школу. У каждого ученика индивидуальный график, можно начать обучаться в любое время года, а не осенью, только когда идет набор в группу.
А учат в Красноярске сейчас по-разному: мне рассказывали случай, когда ученикам открывали картинку на компьютере и предлагали срисовывать. Даже не рассказав, хотя бы какой кистью это делать и как вообще мешать краски. Или была девочка, которая готовилась у репетитора к поступлению в СФУ, а тот просто преподавал черчение. Во-первых, она бы точно не уложилась в четыре часа, которые там дают на вступительном экзамене. А во-вторых она изучала вообще не то, что требуется от абитуриента. Поэтому лучше искать через знакомых, побольше разговаривать.
Сейчас стало популярно правополушарное рисование — так называемое правильное срисовывание. Но оно этим и ограничивается. А академическая школа, помимо правильного срисовывания, подразумевает и объяснение: почему это именно так, как нарисовать «насквозь», как представить предмет изнутри и так далее. Взрослые приходят, сразу рисуют маслом, копируют картинку. Когда все получается, приятно же? Мне это направление не очень интересно, потому что оно более «развлекательное». Поэтому правополушарным рисованием я не занимаюсь. Я хочу в первую очередь давать знания.
У меня дети получают тот же самый объем знаний, что и в художественных школах, только за меньший срок. В художественной школе тратится очень много времени на повторение, развитие механической памяти. У нас же мы получаем знания и апробируем их. Практикуются ученики самостоятельно. Чтобы все дошло до автоматизма и не пришлось обдумывать каждый свой штрих, нужна многолетняя практика. Поэтому в художественных школах упор делается именно на практику.
Сейчас я работаю над многолетней программой, чтобы воплотить свою изначальную идею — открыть лицензированную художественную школу. Потому что ребята, которые хотят стать художниками, дизайнерами или архитекторами могут получить необходимую базу только в государственной художественной школе. Я говорю именно про академическое направление — просто кружков рисования в городе достаточно. А мне бы хотелось готовить будущих специалистов.
Беседовал Григорий Денисенко специально для интернет-газеты Newslab.ru