Главная
>
Статьи
>
Общество
>
Абонент «БелАЗ»: как «МегаФон» провел связь в угольный разрез

Абонент «БелАЗ»: как «МегаФон» провел связь в угольный разрез

05.10.2017
1
Запасов угля на «Черниговце» хватит еще на 50 лет вперед

Мозговой центр

С 2012 года «Черниговец» плотно сотрудничает с компанией «МегаФон». Благодаря этому взаимодействию машины получили «интеллект», а сотрудники — корпоративные сим-карты. Все это позволило уменьшить расходы и серьезно повысить эффективность и безопасность производства.

«Компания „МегаФон“ на территории разреза „Черниговец“ обеспечивает телефонную связь для более чем сотрудников 2500 сотрудников предприятия, обеспечивает М2М решения для 200 автомобилей административно-хозяйственного парка холдинга. Кроме того, мы предоставляем канал для обработки данных в режиме онлайн на обогатительной фабрике разреза», — рассказывает директор кузбасского отделения Сибирского филиала ПАО «МегаФон» Марк Малахов.

Диспетчерская на обогатительной фабрике «Черниговская-Коксовая»

Диспетчерских центров на разрезе два. Один из них непосредственно наблюдает за движением тяжелой карьерной техники, все данные о производительности машин, задействованных на горных работах, приходят сюда, обрабатываются и передаются выше: управляющему звену, начальникам участков, директору по производству, генеральному директору. Вторая диспетчерская находится на обогатительной фабрике «Черниговская-Коксовая». Каждый этап обработки «чёрного золота», каждый сантиметр двух обогатительных линий (первая производит коксующийся уголь марки КС, вторая — энергетический, марки СС), точно так же просматривается камерами. И канал для обработки данных в режиме онлайн полностью обеспечивает «МегаФон».

Для того, чтобы обеспечить сбор всей информации, здесь применяются различные средства. Во-первых, это видеонаблюдение. Все камеры, а их огромное количество, способны вращаться в вертикальной и горизонтальной плоскостях и зумммировать изображение. Это позволяет детально рассмотреть каждый технологический участок фабрики. На всех машинах установлено навигационное оборудование, и на карте можно отследить любой объект.

В карьер

Но начинается «Черниговец», конечно же с добычи, где работает тяжелая техника. Чтобы увидеть ее работу вживую, мы отправляемся непосредственно на места добычи. Автобус мягко катится по утрамбованной колесами БелАЗов дороге. За окном проплывает опора сотовой связи «МегаФона» — таких на разрезе две.

«Особенность строительства сети покрытия была вот в чем, — говорит Марк Малахов. — глубина разреза достигает 280 метров, и обеспечить голосовое покрытие в яме было основным вызовом для нас. Мы полностью оптимизировали сеть по углам наклона и азимутам, чтобы антенны не перекрывали друг друга. Специальная служба радиоизмерений делает замеры, по результатам которых и настраивается сеть. Сложность для нас, как для оператора, заключается в том, что разрез не стоит на месте, постоянно расширяется. Поэтому мы переносим базовые станции и регулярно проводим их корректировку. Это обеспечивает максимально полное покрытие всех 50 квадратных километров, которые занимает «Черниговец».

Первая остановка на сборочной площадке. Здесь самосвал Liebherr грузоподъемностью 220 тонн и размером с двухэтажный дом ожидает установки кузова. Для каждого размера кузова нужен соответствующий ковш экскаватора, чтобы техника не простаивала и не работала зазря, наполняя «бездонный» самосвал небольшими порциями.

Что касается именно Liebherr Т-264, он будет использоваться для перевозки горной массы — перевозить вскрышную породу на отвал. Эти самосвалы — первые в России самосвалы подобного класса. Кузов его сейчас изготавливается на заводе «Кемеровохиммаш» в рамках стратегического производства с немецкой компанией. До конца 2017 года на разрез поступят еще пять таких самосвалов.

Спустившись с самосвала, мы движемся на смотровую площадку участка № 1. Наверху сильный ветер, и нас спасает специально построенное теплое помещение. Такие удобства мы встретили впервые.

С высоты видно самую глубокую точку разреза. Сейчас там немного воды, цвет которой кажется бирюзовым. Кажется — потому что если спуститься ближе, говорят горняки, вода становится обычной. Левее ведутся приготовления для подрыва породы — она здесь очень плотная, экскаватор просто так не берет. Но именно в таких местах залегает самый качественный уголь. Взрыва сегодня не будет, так как эта процедура строго регламентирована и довольно опасна.

Обогатительная фабрика

Добытый уголь поступает на обогатительную фабрику «Черниговская-Коксовая». Она была запущена в 2012 году и является гордостью разреза. Производительность фабрики составляет 4,5 млн тонн угля в год.

«Фабрика уникальна: по всей России аналогов ей нет, — рассказывает начальник фабрики Юрий Плотников. — Ее уникальность заключается в том, что в одном месте — цеху обогащения — перерабатываются две марки угля: КС и СС, энергетический и коксующийся. Секция угля КС — уголь шахты „Южная“ Черниговского разреза. СС — не обогащенный отсев, поступающий с еще одной обогатительной фабрики. Когда фабрику проектировали, наши специалисты объехали порядка десяти стран для подбора оборудования. В итоге было принято решение купить все самое лучшее, что только есть. Единственное, что осталось отечественного производства — два питателя тяжелого типа».

Обогащение — это процесс отделения угля от негорючих веществ. Производится он с помощью воды и специальных препаратов, отделяющих уголь от породы. Уголь всплывает, остальное тонет. При этом вода на фабрике постоянно циркулирует и очищается, никаких сбросов нет.

Работают здесь всего 234 человека — штат небольшой, но на весь процесс сотрудников достаточно, так как оборудование автоматизировано. Здесь же есть своя углехимическая лаборатория, которая проводит необходимые анализы. Современная система наблюдения и контроля записывает все данные на отдельный сервер, и при необходимости можно их поднять, проанализировать и сделать выводы.

«Когда мы строили фабрику, делали акцент на то, чтобы она была современной, экологичной, самоокупаемой и комфортной для работы», — подчеркивает Юрий Плотников.

После обогащения концентраты КС и СС поступают в закрытый склад. Закрытый — чтобы уголь не пылил и не впитывал осадки. Это дает уменьшение влажности на 1,5-2%, что довольно значительно. С закрытого склада готовая продукция поступает на погрузку в полувагоны.

«Под складом стоят 32 питателя, подающие уголь на погрузку, и мы можем выпускать продукцию различных качественных характеристик в зависимости от нужд потребителей. Запустив разные питатели, можно смешать уголь и выдержать необходимый показатель», — поясняет начальник фабрики.

Еще одна «изюминка» фабрики — уникальная котельная, работающая на сжигании высокозольных углей. Если обыкновенные котельные принимают уголь 18-20% зольности, эта работает на угле с зольностью до 35-40%. При этом дыма практически нет: очистка производится очень тщательно.

Экскурсия закончена, и мы возвращаемся к администрации «Черниговца», в очередной раз убедившись, насколько ответственное и опасное это дело — добыча угля. В таких условиях становится чрезвычайно важно всегда держать связь, и с приходом на «Черниговец» «МегаФона» в помощь рациям пришли и сотовые телефоны с полезными функциями.

«Мы не рассматривали „Черниговец“ отдельно, — подвел итог Марк Малахов. — Он находится в составе холдинга, а для холдинга мы переводили сразу всю абонентскую базу и большинство автотранспорта. Это комплексный подход, и разрез был одним из предприятий. Кроме того, холдинг очень сильно расширяется, и сегодня мы реализуем комплекс мероприятий для „СДС-Агро“, направленный на обеспечение связью полей холдинга. Там будут применяться М2М-решения на комбайнах, посадочной и прочей технике. Планируется даже дистанционное управление машинами».

Григорий Денисенко специально для интернет-газеты Newslab.ru
фото предоставлено компанией «МегаФон»

На правах рекламы

Рекомендуем почитать