Я родился и вырос в Красноярске. Учился на юридическом в СФУ. Точнее, поступал я еще в КГУ, а заканчивал уже СФУ. Там есть такое ответвление, называется Отделение сравнительного правоведения (или просто ОСП), где значительная часть предметов заменяются либо английским, либо немецким, где я и проучился все 5 лет. Жену там повстречал, английский выучил. Рекомендую.
На втором курсе я поехал по программе Work and travel в Америку, где купил свой первый зеркальный фотоаппарат, и тогда фотография увлекла меня с головой. Я начал совмещать учебу с периодическими заказами на фотосъемку, а после учебы решил не идти работать юристом, а продолжить работать фотографом. Так им и проработал до самого отъезда.
Нужно ли готовиться к переезду? Или импульсивное решение — единственный способ уехать с вероятностью 100%?
Я читаю этот вопрос и во мне борются две сущности: юриста и обычного человека. Юрист говорит, что надо придраться к формулировкам, а потом уже отвечать. Но сегодня я прислушаюсь к простому человеку и отвечу на вопрос по существу. Нужно или не нужно, каждый решает сам. Я не представляю, как можно не готовиться.
Как было в вашем случае?
Мы готовились, причем довольно долго. В 2013 году мы первый раз подали заявку на иммиграцию в Канаду по программе для самотрудоустроенных людей. Это дорогая программа с размытыми критериями и долгим периодом ожидания. Ждать предстояло от 2 до 4 лет. Этот период ожидания мы решили использовать, чтобы восполнить пробелы в нашей заявке, например, зарегистрироваться как ИП, чтобы был способ подтвердить, что я действительно работаю фотографом. Расчет был такой, что нам через 2-3 года пришлют запрос на полный пакет документов и мы как раз им их предоставим — и свидетельство о регистрации, и налоговые декларации, и все остальное.
Прошло два с половиной года и нам прислали отказ. Мы расстроились, прикидывали, какие есть еще варианты. Естественно, думали уехать в Питер. Потом узнали, что в 2015 году в Канаде запустили новую программу, формализованную, быструю и сравнительно дешевую. Мы посчитали свои баллы — не проходим. Пострадали немного, а потом обнаружили, что мы неправильно посчитали и на самом деле проходим. Благодаря тому, что мы уже подавались по другой программе, значительная часть документов уже была подготовлена, но еще более значительную часть пришлось готовить заново, это заняло еще полгода.
Когда мы подали документы, то ждали, что наше дело будут рассматривать несколько месяцев, потому что по условиям они могли это делать до полугода, но нас рассмотрели за 2 недели. Дело было в начале июня 2016 года. Но у нас уже было все лето забронировано заказами на съемки и макияжи (Лиза, моя жена, работала визажистом), поэтому мы решили лето отработать и осенью ехать. Плюс предстояло завершить кучу всяких дел, купить, продать, переоформить недвижимость, чтобы потом не надо было вдруг срочно лететь в Россию.
В общем, я к чему-это все, посмотрите на объем текста, который я тут написал, какое уж там импульсивное решение?
Переезд за рубеж в вашем случае — это уехать туда? Или уехать отсюда?
Началось все с «уехать отсюда». Лиза очень чувствительна к плохой экологии, а я очень чувствителен к ее страданиям. С каждым годом в Красноярске дышалось все тяжелее, поэтому мы искали любые варианты. Когда на горизонте замаячила Канада, Лиза взялась читать про нее, Австралию и Новую Зеландию, потому что это те три страны, которые ведут активную иммиграционную политику. По тому, что она прочитала, Канада ей приглянулась больше всего и, по счастливому случаю, единственная программа, по которой мы проходили, была именно у Канады. Поэтому в итоге это переросло в «уехать туда».
Почему именно Канада?
Во-первых, как я говорил, потому что у нее единственной была подходящая для нас программа. Во-вторых, по описанию нам понравились климат, природа и менталитет. Даже если бы мы могли выбрать между Австралией, Канадой и Новой Зеландией, я бы выбрал Канаду. Я повстречал здесь много австралийцев и они, как бы так сказать, довольно специфичные люди, как мне показалось. Плюс климат там очень жаркий, что мы плохо переносим.
Новая Зеландия находится просто запредельно далеко и там, опять же по описанию, жизнь слишком размеренная. Канада, конечно, тоже не близко, но все же лучше. Климат в Ванкувере, где мы живем, практически идеальный по нашим меркам. Люди вежливые, инфраструктура хорошая, медицина на уровне, экономика более-менее стабильная. Джастин Трюдо опять же, не, ну вы видели где-нибудь еще такого премьера страны?
Пять самых больших различий России и вашей новой страны?
Отношения в обществе я бы поставил на первое место. В России мне как-то ощущалось напряжение, осуждение, агрессия. Здесь я этого не ощущаю. Ты можешь выглядеть как пожелаешь, исповедовать любые принципы, быть какой угодно ориентации — никто тебе ничего на это не скажет.
Экология. Здесь прекрасно дышится, вкусная мягкая вода из-под крана, пыль не летит в лицо при порыве ветра, машина не пачкается по полгода.
Развитая инфраструктура. Дороги в хорошем состоянии. На общественном транспорте можно доехать почти везде. Везде есть тротуары, все предусмотрено для людей в инвалидных креслах.
Культ здорового образа жизни. Очень много людей занимаются тем или иным спортом.
Стоимость жизни. Здесь, конечно, другие зарплаты, но и жить здесь дорого. Цены на жилье высокие, простые квартиры стоят от 350 000$ (16 800 000 ₽).
Вы чувствуете себя чужим в Канаде? Как там живется русским?
Чужим я себя не чувствую, я чувствую себя вполне комфортно. Здесь вообще редко встретишь кого-то местного. Такое ощущение, что все откуда-то приехали и ты, получается, такой же, как все в этом отношении. Что удивляет — часто встречаются приезжие из весьма благополучных стран, например, Австралии и Англии.
Русским здесь живется прекрасно, насколько я могу судить. Практически все русские, кого я здесь встречал, были программистами. Эта индустрия здесь хорошо развита и им здесь прилично платят. Не так много, как в Америке, но на комфортную жизнь хватает.
В целом, к русским и к России здесь относятся так же, как и к другим странам. Это просто одна из стран на другом континенте, как-то особо ее не выделяют. Да, есть определенные стереотипы, как и в отношении многих других народов. Помимо банальных про то, что мы много пьем, думают, что мы, русские, «badass» и «stoic», что я не могу перевести на русский, но если прочитать все варианты переводов этих слов и замешать в одно, то в принципе смысл передастся.
Меня никогда не признают за русского. Когда я говорю, что я из России, люди обычно говорят, что это круто, а когда уточняю, что из Сибири, то «супер-круто!». Так что, в целом, позитивное отношение.
Трудно ли найти работу/жилье? Чем вы занимаетесь сейчас?
Жилье было найти непросто. Арендодатели хотят видеть, что ты надежный платежеспособный человек, поэтому ждут, что ты предоставишь информацию о своей работе и рекомендации от предыдущих арендодателей. Если ты новоприбывший иммигрант, то у тебя нет ни того, ни другого. В итоге нашли через агентство, которому было достаточно выписки с банковского счета, подтверждающей, что у нас есть кое-какие сбережения.
Работу найти просто, если все равно какую, лишь бы работу. Я работаю бариста в кофейне и продолжаю работать фотографом, и еще, очень редко, снимаюсь в массовке в фильмах. Работу бариста искал месяц, как-то меня никуда не звали, куда я ни приносил свое резюме, а потом раз — и взяли в одну из самых лучших кофеен в самом центре Ванкувера.
А как только взяли туда, на следующий буквально день позвали на интервью в другую кофейню, с которой мы соревнуемся за звание лучшей и которая в 150 метрах от нас.
Ключ здесь в том, чтобы доставать людей, пока не получишь от них того, что хочешь, а не просто один раз принести резюме и больше не появляться.
Работу фотографом я нашел быстро — просто оставил пост в местных фотографических группах фейсбука, что ищу работу второго фотографа на свадьбах, и оставил ссылку на свое портфолио. Дело было в июле. Весь август и весь сентябрь я в итоге уже снимал.
Публикация от Alexey Skachkov (@alekseisk) Дек 22 2016 в 1:13 PST
Работу в массовке первой нашла Лиза, просто зарегистрировалась на специальном сайте. Потом на один проект требовалось очень много людей и Лиза предложила им взять меня в подмогу.
Так я первый раз поснимался. Потом меня в еще один сериал позвали. Из-за того, что я работаю бариста и фотографом, я не могу часто сниматься в массовке, у меня просто нет свободных дней.
А что за история с боксерским турниром?
Каждый год, уже 6 лет, здесь проводится благотворительный турнир по боксу среди работников сервисной индустрии, называется Aprons for Gloves, вроде как сняли фартуки и надели перчатки, хоть тут в фартуках никто и не работает. Я, как бариста, под это описание подходил. Цель турнира — собрать деньги на финансирование бесплатных занятий по боксу для детей и женщин, которые находятся в социально опасном положении. Чтобы участвовать, надо собрать минимум 2000$.
Кофейня, в которой я работаю, согласилась меня проспонсировать. Мы, конечно, собирали пожертвования, но основную сумму внес один из совладельцев кофейни. До этого я последний раз занимался боксом лет 7 назад (а в последнее время вообще ничем не занимался), поэтому мне надо было за 3 месяца как-то прийти в хорошую форму.
Я начал тренироваться по 5 раз в неделю и жестко следить за питанием, и в итоге как раз к соревнованиям был в хорошей форме. Соревнованиями это, правда, назвать сложно. Тебе дается один бой и то, если подберется под тебя соперник. Мне подобрали соперника, грека, и бой, соответственно, мне достался. Бой длится всего 3 раунда по одной минуте. В моем случае было еще короче, потому что греку после нокаута не разрешили продолжать, хотя он быстро поднялся и, в общем-то, был готов биться дальше. Я был, конечно, супер счастлив, что выиграл бой нокаутом, но и в то же время удивлен, потому что мне казалось, что у грека было опыта больше, чем у меня.
Публикация от Alexey Skachkov (@alekseisk) Авг 10 2017 в 9:23 PDT
После соревнований все, кто собрал 2000$ и больше, еще год могут бесплатно тренироваться в клубе, который все это организовывает. Я стараюсь ходить, но часто у меня не стыкуется рабочее и тренировочное расписание, а иногда просто не могу найти силы, чтобы пойти на тренировку. Хотя один из тренеров весьма воодушевился моим успехом на соревновании и готов меня продвигать как спортсмена, но у меня сейчас другие приоритеты.
Уезжая из России, с чем/кем было тяжелее всего расставаться?
Только с кем. Тяжелее всего было расставаться с семьей, конечно. С друзьями тоже было тяжело. Со всем остальным я просто расстался. Хотя здесь мы начали скучать не только по людям, но и просто по тому, что все уже было устроено, все понятно: где что-то можно купить, как что-то можно организовать и т.п.
Сейчас приходится во всем разбираться заново. Какие магазины хорошие, какие не очень, какие подороже, какие подешевле, как помыть машину, как заправлять бензин, как работает общественный транспорт. В общем, любая простейшая жизненная операция превращается в небольшое приключение. После года здесь, конечно, приключений поубавилось, но все равно еще встречаются.
Экономика вашей жизни в Канаде?
Больше зарплата и больше траты. Аренда квартир начинается примерно от 1200$ в месяц, на еду мы тратим 700-800$ в месяц, медицинская страховка — 150$, сотовая связь — еще 100$, транспорт — 100-300$ в зависимости от активности. Развлечения — не, не слышали.
Если серьезно, мы очень мало тратим на развлечения, потому что пока что нам не до них — нужно жизнь здесь свою устаканить, поэтому мы много работаем и мало развлекаемся.
Сколько вы уже живете в Канаде? Были ли мысли вернуться в Россию?
Мы здесь уже год. Мысли и намерения — это же разные вещи. Я проигрывал в голове мысли в особо тяжкие моменты, что бы я делал, если бы вернулся в Россию. Как-то после такого проигрывания намерений не возникло.
Алексей Скачков специально для интернет-газеты Newslab.ru
фото из личного архива