Учебное заведение: СФУ, магистратура (2013), аспирантура (2017)
Факультет: металлургический
Специальность: металловедение и термическая обработка металлов и сплавов
Текущая должность: ведущий инженер-металловед металлографической лаборатории Центральной заводской лаборатории ООО ЛМЗ «СКАД»
Виталий Абалымов окончил Институт цветных металлов и материаловедения Сибирского федерального университета по специальности «Металловедение и термическая обработка металлов и сплавов». По окончании основного курса поступил в аспирантуру и одновременно устроился работать на SKAD — одно из ведущих российских предприятий по производству автомобильных колесных дисков.
Здесь Абалымов за несколько лет вырос до должности ведущего инженера-металловеда и занялся разработкой нового сплава для колесных дисков. В то же время, учась в аспирантуре, он проводил научно-исследовательскую работу над новым сплавом на базе СФУ.
В 2015 году проект Виталия был удостоен гранта в рамках федеральной государственной программы поддержки молодых ученых «УМНИК». В настоящее время новый сплав запатентован, на заводе SKAD планируют запустить его в промышленное производство, а сам ученый готовится к защите диссертации.
Виталий, в чем заключается новизна вашего сплава?
Сейчас в производстве колесных дисков используются два основных сплава на основе алюминия — АК7 и АК12. Большее применение в мире находит АК7 — отлитые из него диски проходят термическую обработку, повышающую их прочностные свойства. Но у АК7 есть минус — у него относительно невысокие литейные свойства. При литье данный сплав приходится перегревать, а это снижает срок службы литейных пресс-форм — их износ увеличивается практически в два раза. Кроме того, в дисках чаще появляются дефекты в виде усадки.
Сплав АК12 имеет более высокие литейные свойства, но производимые из него диски не подвергаются термической обработке. Соответственно, их механические свойства ниже.
Так возникла идея — объединить плюсы сплавов АК7 и АК12. Для этого я подбирал химический состав сплава так, чтобы получить одновременно высокие литейные и прочностные характеристики.
Сколько времени ушло у вас на разработку сплава? Завершена ли сейчас эта работа?
Я начал работать над сплавом в 2013 году, с приходом на SKAD. До меня на предприятии уже были наработки в этом направлении, но подход, скажем так, был ненаучным. Я поначалу изучил прежний опыт, а с 2014 года стал непосредственно развивать тему — подбирать химический состав и отливать пробные партии колес. В 2016 году мы с коллегами отлили наиболее удачные образцы — на испытаниях опытный диск раскололся только при нагрузке свыше тонны.
По международным стандартам при испытаниях на удар модель колеса, выбранная для опытов и произведенная из термоупрочняемого сплава, должна выдерживать нагрузку не менее 560 килограммов. То есть мы добились соответствия нашего сплава требованиям ведущих мировых автопроизводителей. К примеру, того же Volkswagen, который предъявляет одни из самых высоких требований к качеству дисков.
На этом практический этап работы был завершен, и я начал готовить научное обоснование проекта. Эту работу я завершил весной текущего года. Большая часть полученных данных легла в основу моей диссертации, которую я рассчитываю защитить в следующем году.
Что может дать предприятию внедрение вашего сплава в производство?
Минус у нового сплава только один — повышенная стоимость по сравнению с АК7 и АК12. Дело в том, что в нем используется высокий процент кремния — достаточно дорогого компонента, также дополнительно добавляется магний. Однако плюсы перекрывают минусы. Скажем, по сравнению с АК7 новый сплав имеет лучшие литейные свойства, что позволяет быстрее осваивать новые модели колес. Также, как я говорил, продлевается срок службы пресс-форм.
Кроме того, новый сплав позволит делать более тонким обод отливки, а это снизит металлоемкость и уменьшит объем отходов при механической обработке дисков после литья. К слову, стружка, образуемая при обработке, в процессе переплавки примерно на 25% выгорает, как у нас говорится, «вылетает в трубу». Соответственно, здесь тоже будет экономия.
Менеджмент SKAD уже оценил потенциал нового сплава?
У руководства предприятия есть планы на базе нового сплава делать колеса больших диаметров — 18-20 дюймов. Те, которые в основном идут на автомобили премиального класса. Сейчас с их производством есть некоторые сложности. В силу особенностей АК7 и АК12, о которых я уже говорил, колеса больших диаметров из этих сплавов производить трудно. Новый сплав более подходит для этого и в плане процесса литься, и в плане прочностных характеристик.
В процессе подготовки проекта вы стали участником программы поддержки молодых ученых «УМНИК». Как вы туда попали, и что вам дало участие в ней?
В программе «УМНИК» мне предложили поучаствовать после студенческой конференции «Молодежь и наука». Я подал заявку, но с первого раза не прошел — недобрал баллов. В следующем году попробовал снова, и на этот раз получилось.
Что мне это дало? Во-первых, признание твоей идеи как перспективной и коммерчески состоятельной само по себе очень вдохновляет. Ты осознаешь, что находишься на верном пути, и это дает хороший стимул для дальнейшей работы.
Во-вторых, в рамках программы выделяются деньги, на которые ты можешь реализовывать свой проект. Причем ты сам решаешь, как распределять эти финансы. К примеру, мне в течение двух лет выделили 400 тысяч рублей — по двести тысяч в год. Вместе с поддержкой SKAD и СФУ это обеспечило мне хорошую базу для успешного завершения научно-исследовательских и практических работ.
Еще один плюс — для руководства моего предприятия моя победа в программе «УМНИК» стала подтверждением серьезности проекта, показателем перспективности моей идеи.
Сложно ли принять участие в программе «УМНИК»?
Формально все очень просто. Достаточно подать заявку в КРИТБИ и заполнить анкету, в которой нужно пояснить суть проекта, идею, коммерческую составляющую, указать участников и прочие формальные данные. Затем следует выступление перед экспертной комиссией — своего рода защита проекта. Здесь получаешь очень важный опыт — умение представить свой проект, убедить экспертную аудиторию в перспективности своей идеи.
На этом все. Конечно, нужно учитывать, что проект должен иметь практическое применение и коммерческую составляющую. Помимо этого, должна быть подана заявка на патент и опубликованы статьи в научных изданиях.
Как принять участие в программе «УМНИК»
Принять участие в конкурсе по программе «УМНИК» могут физические лица от 18 до 30 лет включительно, являющиеся гражданами РФ и ранее не побеждавшие в программе.
Параметры поддержки:
- размер гранта — 500 тыс. рублей;
- срок выполнения научно-исследовательской работы (НИР) — не более 24 месяцев (2 этапа по 12 месяцев);
- направление расходов — проведение НИР.
Направления НИР:
- информационные технологии
- медицина будущего
- современные материалы
- новые приборы
- биотехнологии
По всем вопросам, касающимся участия в программе «УМНИК», подачи заявки и получения консультаций можно обращаться к специалистам проектного офиса КРИТБИ:
Гардер Кристина Александровна — начальник отдела сопровождения проектов, тел. (391) 201-77-77 доб. 3210, gka@kritbi.ru
Алексей Хитров специально для интернет-газеты Newslab.ru,
фото Алины Ковригиной