Иван Павлович, с какими результатами КрасГМУ подошёл к своему юбилею?
Среди главных наших достижений за последние годы назову то, что поменялся статус учебного заведения: теперь это не академия, а университет. Соответственно, мы расширили перечень специальностей, по которым ведётся подготовка студентов. Но главное для нас — не количество, а качество во всех направлениях работы вуза. Мы поставили перед собой очень высокие цели, и я считаю, что они реализованы.
За тринадцать лет (Иван Артюхв занимает пост ректора с 2004 года — прим. Ред.) КрасГМУ не получил ни одной рекламации от органов государственной власти или руководителей медицинских организаций на некачественную подготовку выпускников. На наших выпускниках можно ставить знак качества.
Далее — государственное и общественное признание научной работы университета. Фундаментальные исследования, которые выполняются в лабораториях КрасГМУ, ежегодно поддерживаются грантами Президента России, РФФИ, международных фондов. Постоянно растёт количество публикаций наших учёных в высокорейтинговых зарубежных научных журналах.
Наконец, мы очень много внимания уделили условиям жизни и здоровью студентов и преподавателей университета: обустроили кампус, построили стадион, бассейн, загородную базу отдыха. По моему глубокому убеждению, если мы действительно хотим привить россиянам привычку к здоровому образу жизни, то начинать нужно с личного примера врачей и студентов-медиков.
Как активно молодежь сегодня поступает в медицинские вузы?
Динамика числа студентов КрасГМУ с 2005 по 2017 год очень показательна: за этот период произошло увеличение почти в 1,5 раза, с 3,5 тыс. до 5 тыс. человек. При этом доля студентов, которые поступают и учатся на внебюджетной основе, выросла более чем вдвое. Данные цифры говорят вовсе не о лёгкой доступности обучения в медицинском вузе, а о престиже врачебной профессии и желании учиться именно у нас. Планка наших требований к абитуриентам была и остаётся высокой. Подтверждением этому является тот факт, что на протяжении пяти последних лет среди всех университетов Красноярска самый большой средний балл по ЕГЭ — 74,2 — именно у поступающих в КрасГМУ. В остальных вузах — от 63 до 69 баллов.
Вместе с тем, делаем срез по химии и физике и выясняем, что уровень знаний первокурсника медуниверситета ниже, чем у восьмиклассника. В итоге весь первый семестр мы «подтягиваем» его до университетского уровня. А если бы при поступлении в медицинские вузы по-прежнему сдавали экзамены по профилирующим предметам, подобного снижения «качества первокурсников» не произошло бы.
Что нужно для того, чтобы подготовить в итоге хорошего врача?
Что касается качества подготовки специалистов, в 2017 году аккредитация выпускников Красноярского медицинского университета по всем нашим пяти специальностям прошла с результатом 100%. Как добиться того, чтобы студент на выходе оказался способен пройти строгую систему профессиональной аккредитации, был готов к врачебной деятельности? Процесс обучения должен быть не только полноценным по набору знаний и умений, но также интересным и отвечающим духу времени. К примеру, с этой целью в КрасГМУ формируются электронные образовательные ресурсы. В настоящее время профессорами и преподавателями записано уже более 1000 видеолекций и около 300 видеоуроков по практическим навыкам. На достижение данной цели работает и созданный в университете симуляционно-аккредитационный центр, он же — виртуальная клиника, оснащённая симуляторами, фантомами и биоманекенами для отработки техники акушерских, анестезиологических и реанимационных пособий, всех видов видеоэндоскопических диагностических и хирургических манипуляций, стоматологических процедур.
Согласно мировому опыту, при этом мы должны мотивировать студента на самообразование, выстроив при этом систему очень жёсткого контроля. Студент должен быть мотивирован на конечный результат.
Гораздо проблематичнее с обучением — не только дистанционным, но и очным — практическим навыкам и их контролем. В нашей стране всегда считалось и до сих пор считается, что хорошо научить будущего врача возможно только у постели больного. И российские студенты уже со второго курса выходят на сестринскую практику в лечебные учреждения, а с 4 курса у них врачебные практики. Но как только несколько лет назад КрасГМУ начал реализовывать программы межвузовского обмена с медицинскими университетами Японии, возникли проблемы. В Японии студенты-медики проходят сестринские практики, однако, врачебные манипуляции они не выполняют своими руками, то есть на 5-6 курсах их допускают к пациентам лишь в режиме присутствия. То же самое в Европе: там у студентов нет врачебных практик с правом самостоятельной работы с больными.
В чём причины такого разного отношения, и как вы в итоге выходите из ситуации?
Всё очень просто: пациенты не доверяют своё лечение людям, не имеющим диплома и опыта. К сожалению, право пациента на выбор врача, с недавних пор узаконенное в России тоже, уже создало трудности в отечественной системе высшего медицинского образования. Нормативная база требует согласия больного на то, чтобы студенты-медики принимали участие во врачебном обходе, в осмотре, в проведении диагностических исследований, а тем более в выполнении лечебных манипуляций или в родоразрешении. И многие пациенты говорят категорическое «нет».
Поэтому нам просто не остаётся ничего иного, как создавать студентам условия для отработки практических навыков в симуляционных классах — на манекенах и тренажёрах, или в учебных, экспериментальных операционных — на животных и трупном материале.
Тем не менее, международное сотрудничество — это важное направление вашей работы...
Сегодня КрасГМУ реализует 39 научных проектов совместно с университетами и научными центрами Японии, Италии, Германии, Канады, Великобритании и других стран. Это проекты, направленные на решение не каких-то абстрактных, а самых актуальных проблем мировой медицины: поиск молекулярных механизмов амилоидной васкулопатии, изучение молекулярно-генетических механизмов антибиотикорезистентности микроорганизмов, разработка технологий нейрореабилитации, применение технологий оптогенетики в нейробиологии.
Какой вы видите систему высшего медицинского образования в России через пару десятилетий, к столетию КрасГМУ?
Мне не трудно ответить на данный вопрос, потому что я часто и много думаю об этом. Конечно, уже не будет тех стандартных лекций, к каким приучены многие поколения студентов, не будет практических занятий в привычных формах и семинаров в их классическом варианте. На смену им придут другие образовательные технологии, причём, зарождение этих технологий будущего происходит именно сейчас. Мы вступаем в эпоху так называемой гаджетной медицины, и это надо признать нынешнему поколению опытных врачей, а тем более ветеранам медицины, которые считают важной компонентой лечения общение с пациентом, терапию словом, а не только лекарствами. Исторически наша система здравоохранения отличалась от западной именно этим: отставая в технологическом развитии, она достигала эффективности за счёт деонтологических аспектов.
Но когда произошли изменения показателей общественного здоровья, когда население Японии, стран Европы, США стало жить на 10 лет дольше, чем россияне, мы поняли, что нам тоже нужна высокотехнологичная медицина, нам нужна другая система профилактики и другое медицинское образование. Поэтому впереди нас ожидает, как и во всём мире, эпоха технократизации, то есть активного использования в образовательном процессе возможностей интернета, мобильной связи, разного рода гаджетов.
И какого в итоге ваше отношение к этому? Какой подход к образованию эффективнее?
Даже если я выскажусь против, это не повлияет на общемировой процесс обновления образовательных технологий. Кстати, создать условия для того, чтобы студенты имели возможность получать знания через интернет, и контролировать эти знания, оказалось не так уж сложно. В КрасГМУ это уже работает. Как я уже сказал, в преддверии надвигающейся эпохи гаджетной медицины и дистанционного образования мы записали больше тысячи видеолекций и видеоуроков профессоров и преподавателей. Это не только теоретический материал, но и демонстрация некоторых практических навыков.
К примеру, студентов можно дистанционно, с помощью видеоуроков обучать навыкам пальпации, перкуссии, аускультации, чтобы затем они потренировались друг на друге, дальше — на симуляторе, и уже после этого подходили к пациенту.
Интернет-газеты Newslab.ru,
за помощь при подготовке материала и предоставление фотографий благодарим Красноярский государственный медицинский университет