Часть нововведений уже вступили в силу, остальные отложены до 1 июля. Для государственных и муниципальных аптечных сетей изменения станут особенно тяжелыми: фактически закупать лекарственные препараты будет необходимо по международным непатентованным наименованиям, а не по торговым, как это происходит сейчас. О том, что это означает для государственных и муниципальных предприятий и как скажется на покупателях — в нашем материале.
Новое в сфере закупок
Как отмечают эксперты, вступившие в силу нормы нового закона особенно критичны для предприятий фармацевтического сектора. Например, теперь региональные власти могут утверждать типовые положения (документ, регламентирующий закупочную деятельность предприятия) для государственных унитарных предприятий и бюджетных учреждений. Вне зависимости от специфики деятельности, будет разработана универсальная форма положения, которая вряд ли сможет учесть все нюансы работы определенной отрасли.
Другими словами, для ремонта дорог и фармацевтической отраслей закупки будут осуществлять одинаковым образом. Вопросы могут возникнуть по срокам закупок, возможности приобретения товара у единственного поставщика и др. Когда организация самостоятельно разрабатывает положение, она учитывает все эти моменты.
О насущном
Но самые неприятные изменения закона о госзакупках касаются именно государственных и муниципальных аптечных сетей. Теперь при описании предмета закупки нельзя использовать торговые наименования препаратов, товарные марки, указывать страну-производителя.
«Получается, что индивидуализировать конкретный объект в закупочной документации нельзя. В тексте есть формулировка о том, что если иным образом обеспечить более точное и четкое описание характеристик предмета закупки не получается, то можно использовать упоминание о товарном знаке, но при этом мы обязаны использовать слова «или эквивалент». А его наличие нивелирует всё вышесказанное — в качестве эквивалента могут выступать любые торговые наименования в рамках международных непатентованных названий. Мы должны будем формировать ассортимент, исходя не из потребительского спроса, а из того, что привезет поставщик, — отметила генеральный директор ГПКК «Губернские аптеки» Алёна Попова.
Новые правила вынуждают государственные аптеки существовать в неравных условиях конкуренции с частными : они могут закупать всё, что угодно, а государственным придется мириться с жесткими ограничениями и ориентироваться на более дешевый товар, так как главным критерием отбора в сфере госзакупок является цена.
Как уточнила Алёна Попова, изменения приведут к тому, что ассортимент лекарственных средств в государственных и муниципальных аптечных сетях снизится на 40 % и более. Например, у «Губернских аптек» 260 структурных подразделений, большое число из них расположены в деревнях, где эти аптечные пункты и киоски являются планово-убыточными. Они работают за счет прибыльных точек в Красноярске. Если город не сможет зарабатывать, то не ясно, на какие средства содержать эти структуры. Сельские аптеки будут закрываться, а местные жители — страдать из-за нехватки лекарств и невозможности купить их в частных сетях.
Форма собственности как спасение
К сожалению, смена формы собственности не панацея в сложившейся ситуации. По крайней мере, не для всех.
«Действие закона распространяется и на акционерные общества со стопроцентной долей государства, именно таким акционерным обществом мы станем. Ситуация один в один похожа на ту, которую мы пережили в 2017 году. Как вы помните, в начале прошлого года государственные и муниципальные предприятия были включены в сферу действия закона о контрактной системе закупок и были вынуждены закупать лекарственные препараты по международным непатентованным наименованиям. Работа в новых условиях показала, что ассортимент лекарственных препаратов стремительно сокращается, а государственные структуры балансируют на грани выживания», — отметила генеральный директор ГПКК «Губернские аптеки» Алёна Попова и добавила, что если до 1 июля законодатели не изменят новые нормы, российские регионы ждет волна банкротств государственных и муниципальных фармацевтических предприятий.
Реакция местных властей
Краевые депутаты также указали на недостатки федерального закона о закупках.
«К сожалению, вынужден признать, что очередные изменения в федеральном законодательстве ставят муниципальные и государственные предприятия в крайне тяжелые условия. Сейчас „Губернские аптеки“ оказываются в ситуации, когда не могут закупать современные и необходимые препараты. Например, есть » Аспирин« — продукт отечественного производства, а есть тоже «Аспирин», но с добавлением витамина С по цене выше отечественного. Но теперь по новому закону права выбора у аптек не будет, а потому и возможности представить покупателю широкий ассортиментный ряд«, — прокомментировал депутат Законодательного собрания Красноярского края Илья Зайцев.
О нововведениях высказался и депутат Законодательного Собрания Красноярского края Александр Глисков:
«Мы относимся к „Губернским аптекам“ как к стратегическому предприятию, потому что благодаря этому предприятию во многих отдаленных городах и селах, где частный собственник не в состоянии организовать доставку лекарств, мы эту проблему решаем. Зачастую в конкурсах на поставку лекарств льготникам заявляется единственный участник — „Губернские аптеки“, потому что больше желающих нет. Сейчас нужно депутатам всех уровней, в том числе и Госдумы, включаться в решение проблемы и выходить с предложением корректировки федерального закона, иначе мы получим нежелательный результат с поставками лекарств».
Время до вступления в силу новых норм еще есть. Вопрос в том, готовы ли власти услышать крупнейших игроков фармацевтического рынка и пересмотреть пункты документа, которые будут ущемлять права не только продавцов лекарств, но и потребителей — молодых мам, пенсионеров, и тружеников сел и деревень края.