Дмитрий, каков на настоящий момент объем задолженности перед Красноярским филиалом СГК?
На 1 июня текущего года просроченная задолженность составляет 2,9 млрд рублей. Из этого задолженность жилищных организаций – 2,4 млрд. рублей.
Как часто жилищные организации прибегают к банкротству, как способу очистки от долгов?
Какое-то время назад такие ситуации происходили, но сейчас собственники жилья стали внимательнее к выбору управляющей компании и не хотят обслуживаться в тех, которые существуют недолго. Никому не нравятся «перебежки» из одной УК в другую, ни жителям, ни ресурсникам. Стабильность в этом случае лучше всего. Собственник жилья хочет получить качественную услугу и понятного ответственного за свой двор, подъезд, его не устроит фирма-однодневка. РСО важно собрать деньги за поставленный ресурс, поэтому даже, если УК имеет задолженность, но готова работать по ее снижению, это лучше, чем банкротство. Поэтому банкротство – это крайний и нежелательный для всех способ, т.к. в этом случае страдают все, в том числе и жильцы, которые теряют собираемые на ремонты денежные средства.
В настоящее время есть примеры привлечения руководителя УК к уголовной ответственности в случае умышленной неоплаты задолженности и дальнейшего банкротства. Информация о том, что руководители жилищных организаций УК ССК (г. Назарово) и УК «Бригантина» (г. Красноярск) получили реальные сроки и штрафы широко известна и повлияла на многих. Так что желающих использовать какие-то «схемы» и не платить всё меньше. Сегодня все понимают, что ответственность рано или поздно наступит.
Можно ли выделить «отличников» и «двоечников» среди УК по платежной дисциплине, работе с должниками?
Среди недобросовестных: УК «Кленовый дворик», УК «Сфера», МУК «Красноярская». Причины роста долга у всех разные. Кто-то не платит и не идёт на диалог, кто-то говорит о том, что не платит население, но и на прямые платежи не хочет переходить. По директору УК «Кленовый дворик» решается вопрос о возбуждении уголовного дела о мошенничестве в особо крупном размере. По результатам проверки прокуратуры денежные средства, внесенные собственниками жилья в качестве оплаты за ЖКУ, расходовались на нужды, не связанные с оплатой коммунальных услуг, в том числе на покупку недвижимости и выдачу займов между руководством и учредителями компании.
В то же время есть и список тех, кто стремится работать с должниками, принимает консультативную, юридическую помощь. Таких УК большинство, например, УК «Холмсервис», УК «Континент», УК «Континент 1», УК «Веста», «Покровка лайф», «Покровские ворота», «Сервис дом» и другие. Список достаточно большой. Статистика следующая. Более 50% жилищных организаций оплачивают 97% от начислений, почти 22% УК оплачивают 75% и выше от суммы за потребленную тепловую энергию. И всего 4% управляющих компаний имеют уровень оплат ниже 75%.
Какое-то время назад в Красноярске потребителями тепла были, в основном, юридические лица. На протяжении последних лет активно внедряется практика прямых расчетов и деньги за ресурсы поступают сразу в РСО, минуя жилищную организацию. С апреля 2018 года в жилищный кодекс были внесены изменения, позволяющие заключать прямые договоры между РСО и жителями. Насколько эти изменения помогут в работе с должниками?
Вопрос работы напрямую поднимался ещё с принятия Жилищного Кодекса (прим. – 2005 год). Традиционно работа была выстроена таким образом: управляющие компании покупали весь объём тепловой энергии у РСО и предоставляли услугу жителям. Затем постепенно стали переходить к работе с жильцами напрямую исключая УК, как перепродавца. Начали внедрять прямые расчеты. В этом году в Жилищный Кодекс внесены изменения, которые позволяют жителю заключить договор с поставщиками ресурса, такая схема даёт возможность РСО работать напрямую с жильцами, оставив у УК плату только за жилищную услугу и за места общего пользования. При этом переход к прямым договорам возможен двумя способами, по инициативе жильцов, проведя собрание или по инициативе РСО, при наличии у УК задолженности. На сегодняшний день у нас более 56 000 лицевых счетов – это те, кто оплачивает напрямую. Мы прогнозируем, что в дальнейшем данная цифра будет только увеличиваться.
В отношении жильцов, с которыми мы работаем напрямую и которые имеют задолженность, мы проводим мероприятия по истребованию задолженности: вывешиваем на подъездах поквартирные списки с суммами долгов, направляем претензии, обращаемся в суды и так далее, т.е. используем все предусмотренные законом возможности. Нужно понимать, что должник – большая беда не только для поставщика ресурса, но и для всего дома. Если собственник жилья не платит, то он не платит по всей платежке, а значит, создает сложности, например, с ремонтами в доме и т. д. Поэтому в работе с должниками заинтересованы не только ресурсники, но и их соседи.
Существует портрет должника? Всегда ли это те люди, которые просто не имеют возможности платить?
Парадоксально, но факт: самые ответственные плательщики, как правило, пенсионеры, т. е. те, у кого доход небольшой. Не платят, в большинстве случаев, те, кто может платить. Например, один из последних случаев. Должница не платила ни копейки два года, как только арестовали и изъяли машину, через два часа приехала с полной суммой для гашения долга.
Бывают, конечно, и обратные ситуации. Когда у человека временные трудности. На всех уведомлениях, исполнительных документах есть телефон специалиста по работе с задолженностью. Очень рекомендую, набрать номер и объяснить ситуацию, возможно, попросить о реструктуризации долга. Не нужно копить долги, тянуть, думать, что решится, само собой. Итогом будет только одно – за дело возьмутся приставы, а это арест счетов, имущества и т.д.
Человек считает ценностью только то, что может потерять. В таком случае, может быть необходимо законодательно решать вопрос с возможностями по ограничению ресурса должнику?
В ряде европейских стран ресурс получают только по предоплате. Т. е. ты оплатил, у тебя есть деньги на счете – есть ресурс, закончилась оплата – у тебя автоматически отключается электроэнергия и не включится, пока не внесешь платеж. Так у нас работают сотовые телефоны. Это самая оптимальная схема работы, пока в нашей реальности неприменима, к сожалению. Хотя, в магазинах все привыкли, что сначала деньги, потом товар. Я думаю, что со временем и к ресурсам будет такое же отношение, как к товару, как к ценности.
А ограничение подачи горячей воды применяется и сейчас. Технически реализуется достаточно просто: ставится заглушка в квартире или отрезается труба. Все работы производятся в за счет должника, как и восстановление затем, а если в дело включаются приставы, то плюс к этому должник оплачивает гос. пошлину, и 7% от суммы долга (но не менее 1000 рублей) - исполнительский сбор, в связи с тем, что приставы провели работу, пени за просрочку. Так что не платить за тепло – дорого. И чем дольше тянуть с погашением, тем дороже и дороже.
Лето – активный туристический сезон. Может ли долг за ЖКУ обернуться неприятным сюрпризом для тех, кто отправляется заграницу?
При наличии задолженности более 30 000 руб., скорее всего, придется из аэропорта вместе с чемоданами и семьей вернуться домой. Существует мера запрета выезда должникам за территорию РФ. Причем такой случай не относится к страховым, а значит, тур попросту сгорит.
В настоящее время приставам направляются ходатайство о том, чтобы к каждому должнику была применена мера ограничения выезда за пределы РФ. Знаю, что сейчас стало нормальной практикой проверять, «а нет ли у меня долгов», перед поездкой. Нам тоже звонят, сверяют оплаты. Но остаются и те, кто надеется на то, что в случае чего, оплатит всё при предъявлении на границе, в ближайшем платежном терминале. Хочу предупредить, что для зачисления денег на счет, т. е. закрытия долга, необходимо несколько дней на оформление, поэтому побеспокоиться о том, все ли вы оплатили, нужно заблаговременно (информация направляется в пограничную службу). Бывают случаи, когда сумма тура для семьи гораздо выше долга, из-за которого не выпустили на отдых. И это ещё один пример того, что не платить за тепловую энергию – дорого.
Интернет-газета Newslab.ru,
фотографии предоставлены пресс-службой Сибирской генерирующей компании