Есть аккредитация — можно доверять
Неприметное с виду одноэтажное здание лаборатории находится на территории нефтебазы Красноярскнефтепродукта в переулке Тихий. В помещении повсюду оборудование, мензурки с пробами.
На одном приборе колбы нагреваются и бензин превращается в белый пар (так определяют фракционный состав топлива), в другом проверяется температура вспышки (взрывобезопасность топлива) — все это напоминает опыты на уроке химии. Итак, облачившись в белые халаты, начинаем погружаться в профессию.
«Наша лаборатория аккредитована Росстандартом с 1999 года, — рассказывает начальник лаборатории Дина Косович. — Каждые два года мы подтверждаем статус аккредитации, чтобы результаты нашей работы не ставились под сомнения. Само слово „аккредитация“ происходит от латинского accredo, что значит „доверять“».
Проверка в несколько этапов
Топливо КНП проходит 4 этапа проверки: пробы берутся при поступлении топлива на нефтебазу, при хранении в резервуарах, при отпуске нефтепродуктов и поступлении его на АЗС. Бензин получает паспорт качества, который потребитель может видеть на всех автозаправочных станциях АО «Красноярскнефтепродукт».
Неважно, каким видом транспорта и с какого завода пришло топливо, проба для проверки отбирается обязательно.
«Только после проверки бензин может быть слит в наши резервуары, — объясняет начальник лаборатории. — Топливо, которое поступает с нефтеперерабатывающих заводов, сопровождается товарно-транспортной накладной и паспортом продукции».
«Вся наша работа ведется в строгом соответствии с государственными стандартами. Например, согласно ГОСТу, с момента приёма топлива должно пройти не менее двух часов до следующий пробы. Смысл в том, чтобы топливо успело стечь по стенкам резервуара, так сказать, устаканиться. Всё это важно для максимально объективного и точного анализа, и ГОСТ это учитывает», — продолжает Косович.
Хочу проверить бензин. Возможно ли это и за какие деньги?
Лаборатория КНП имеет право проводить анализ топлива как для сторонних организаций, так и для обычных автомобилистов. Если у вас возникли сомнения в качестве топлива, залитого на любой заправке города, можно смело обращаться к лаборантам с пробой бензина. Стоит такой анализ в среднем 5000 рублей и делается не дольше двух суток.
Водитель получает на руки протокол с результатами, а уж с этим документом можно смело обращаться в любые инстанции, вплоть до Арбитражного суда и взыскивать с недобросовестных сетей материальный ущерб.
В поисках железа
Сотрудники лаборатории рассказывают нам, что часто в пробах, которые приносят автовладельцы с разных сторонних заправок, превышено содержание бензола, серы и железа. Как раз это мы сейчас и проверим самостоятельно.
Приступаем к анализу: фильтруем пробу бензина через бумажные фильтры и готовим экстрагирующий раствор (серная кислота + перекись водорода).
Для достоверности результата манипуляции проводятся одновременно в двух разных колбах. Когда бензин профильтрован, а раствор готов, смешиваем их, и ставим колбы греться на электрическую плитку.
Завершив все измерения, убеждаемся, что концентрация железа в бензине не нарушает требований ГОСТа. Топливо проходит тест, но это проверка лишь по одному из множества параметров. Опыт, на первый взгляд, не самый сложный, но если проводить таких порядка 20-30 в день (плюс, на каждый подготовить документацию), то не так уж все и просто.
Лаборант — профессия или призвание?
День в лаборатории завершен, и наш главный вывод, что работа лаборанта точно не из легких! Постоянный специфический запах бензина, от которого с непривычки к концу дня кружится голова. В этой самой голове, к слову, должны уместиться все формулы и показатели ГОСТов, технических регламентов и прочих нормативов.
Требования к подбору кадров в любую аккредитованную лабораторию крайне строгие. Профобразование — главное условие, но даже при наличии диплома допуск к самостоятельному проведению испытаний возможен лишь спустя год после трудоустройства.
Кристина Иванова специально для интернет-газеты Newslab.ru,
фотографии Алины Ковригиной