Нелепая вербовка
По информации The New York Times, главный интерес американского правительства, с которым они вышли на Олега Дерипаска, состоял в получении от него информации о российской организованной преступности и вмешательстве в выборный процесс в США. Об этом газете рассказали прошлые и нынешние чиновники Белого Дома, а также помощники бизнесмена. Дошло до того, что в сентябре 2016 года агенты ФБР явились к президенту РУСАЛа, когда тот отдыхал в своем доме в Нью-Йорке, и без объяснения причин стали расспрашивать его о связях Пола Манафорта (бывший деловой партнер Дерипаска), который тогда возглавлял предвыборный штаб Дональда Трампа, с Кремлем.
Это была уже вторая его встреча с ФБР. Первая состоялась годом ранее. Итог обеих встреч был один — Олег Дерипаска отказался сотрудничать с американцами, заявив, что считает информацию о вмешательстве Кремля в выборы в США «нелепой».
Американские чиновники даже не скрывают, что бизнесмен стал одним из примерно полудюжины его российских коллег, которых пытались завербовать власти США, поскольку те, по их мнению, связаны с президентом РФ Владимиром Путиным. Когда же попытка добиться «лояльности» Дерипаска провалилась, американцы, по всей видимости, решили наказать его за это и начали собирать на него компрометирующее досье.
Клинч на старт
Результатом этой работы, стало заявление Минфина США, что Олег Дерипаска, будучи владельцем одного из крупнейших алюминиевых холдингов в мире, заработал свое состояние благодаря «враждебным действиям» России на мировой арене. Итог: американским компаниям запретили любые сделки с предприятиями российского бизнесмена (РУСАЛ, En+ и ГАЗ), а им самим закрыли доступ к финансовой системе США. Это произошло в апреле 2018 года. Буквально через несколько недель после этого, многие американские партнеры алюминиевого гиганта отказались от работы с ним.
Правительство Штатов на этом не остановилось: летом 2018 года оно ввело пошлины на весь ввозимый металл. Это привело к тому, что акции РУСАЛа серьезно упали в цене. Сам Дерипаска от этого потерял более 1,5 млрд долларов.
Но основная проблема даже не в этом. Дело в том, что бизнес-империя Олега Дерипаска — это десятки предприятий от Москвы до удаленных уголков Сибири. Введение санкций против головной компании автоматически привело к сокращению объемов производства на них, а значит и выручки. Из-за этого крайне остро встал вопрос выживания этих заводов, а значит и людей, работающих на них.
Наказание за непослушание
Компании Олега Дерипаска — это крупные предприятия, нередко градообразующие. На них работают сотни тысяч людей, жизнь которых после введения санкций оказалась в подвешенном состоянии — производство (за отсутствием рынков сбыта) могут остановить, а значит, сотрудники останутся без средств к существованию, ведь найти достойно оплачиваемую работу в удаленных регионах очень непросто. Кроме того, могут пострадать и экономики других стран, ведь у РУСАЛа есть предприятия не только в России, но и Швеции, Австралии, Италии и Нигерии.