В мировой экономике сейчас наблюдается явная тенденция к изоляционизму. Что делать России в этой ситуации? Есть ли у нас ресурсы, а главное необходимость развивать все сферы экономики до уровня полной независимости от внешних рынков?
Российская экономика в глобальном плане — высокоспециализированная. Мы — поставщики ресурсов для всей мировой экономики. Это позволяет России даже при неблагоприятной нефтяной конъюнктуре иметь положительный торговый баланс и импортировать значительную часть других товаров, которые нерационально производить внутри страны. Это товары, которые конкурентоспособны при дешевых трудовых ресурсах, например, текстиль. И это товары инвестиционные, в которых огромное значение имеют эффекты масштаба — некоторые специализированные машины и оборудование. Многие из них производятся буквально тремя-четырьмя компаниями в мире. Сосредоточить производство этих изделий на надлежащем уровне качества и конкурентоспособной цены внутри страны, тем более с таким относительно небольшим рынком как российский, не имеет смысла. Разумеется, то, что потребляется в больших объемах, например, транспортные средства, энергетическое и строительное оборудование, можно успешно производиться внутри страны.
Как изменения, вызванные обострением борьбы на глобальных рынках, сказываются на конкуренции внутри России? Открывает ли это для нас новые возможности или наоборот?
Поскольку при нынешних ценах на нефть курс рубля не слишком завышен, не происходит и подавления конкурентоспособности российских промышленных товаров. Это открывает возможности для дальнейшего наращивания производства товаров, ориентированных как на экспорт, так и на внутренний рынок. В первую очередь речь идет о разнообразных видах оборудования — строительного, энергетического и транспортного. Плюс, безусловно, стройматериалы, сектор инфраструктурных услуг, строительная деятельность, транспорт и логистика. Все эти направления деятельности в России имеют потенциал для того, чтобы развиваться ускоренными темпами, причем ориентируясь преимущественно на внутренний рынок.
Это отнюдь не исключает диверсификации экспорта, особенно на рынках развивающихся стран. Развитие обрабатывающих производств, ориентированных на внутренний рынок, одновременно увеличивает потенциал для экспорта. Например, продукции пищевой промышленности, транспортного машиностроения, химической продукции.
Есть большой потенциал наращивания экспорта строительных услуг. Например, благодаря международным контрактам «Росатома» на строительство АЭС строительные услуги в 2017 году оказались самой быстрорастущей категорией экспорта услуг с темпом роста 34%. Потенциал для диверсификации довольно большой, а новые приоритетные национальные проекты позволяют лучше его использовать.
Глобальная конкурентоспособность требует для начала реальной конкуренции внутри страны. Можно ли вырастить новые глобально конкурентоспособные компании и продукты в условиях слабой конкуренции на национальном рынке?
Да, низкий уровень конкуренции — это одна из наиболее серьезных болезней сегодняшней российской экономики. Многие проблемы условий ведения бизнеса в России уже решены. Например, по уровню лёгкости ведения бизнеса мы сейчас находимся между Испанией и Францией. Еще пять лет назад, даже мечтать об этом было невозможно. Без всякого преувеличения в этом мы опередили большинство развитых стран. Это по индикаторам Doing Business Всемирного банка.
Но вот показатели конкурентной среды внутри страны по-прежнему остаются крайне неблагоприятными. В этом соглашаются все международные рейтинги. Показатели у нас здесь очень низкие. Они, прежде всего, отражают низкую интенсивность входа и выхода предприятий с рынка. Слишком мало новых предприятий создаётся в большинстве отраслей. Также мало компаний уходит с рынка, поскольку государство часто пытается поддерживать неперспективных производителей в ущерб более конкурентоспособным.
Другой показатель — завышенная рентабельность российских компаний. Высокая прибыль говорит не об эффективности, она говорит о недостатке конкуренции. И очень низкая инновационная активность. Если бы была высокая конкуренция в большинстве отраслей, то компании тратили бы на инновации гораздо больше ресурсов и активнее бы этим занимались. Но в этом у них нет необходимости. К сожалению, эта повестка не отражается приоритетными национальными проектами. Ещё предстоит очень серьезно подумать, как эти проблемы решать. Думаю, это станет одной из тем дискуссий на форуме.
XVI Красноярский экономический форум пройдет 28-30 марта. Ведущие мировые экономисты, российские бизнесмены, члены правительства России и главы регионов обсудят самые актуальные аспекты конкурентоспособности ключевых секторов экономики, корпораций, регионов и городов. Регистрация открыта на официальном сайте www.krasnoforum.ru.
Фотографии с сайта krasnoforum.ru