>
>
>
«Если спрашивали про мужа — я сразу выходила из машины»: истории о женском автостопе

«Если спрашивали про мужа — я сразу выходила из машины»: истории о женском автостопе

02.04.2019
29

Почему ты решила так круто изменить свою жизнь?

В 2014 году я отправилась в путешествие по миру, потому что это всегда меня привлекало. Сначала я ездила по России: Сибирь, Санкт-Петербург, Карелия, европейская часть, Черное море, Крым — все с минимальным бюджетом. Я путешествовала автостопом, ночевала с помощью каучсерфинга, деньги уходили только на еду и минимальные нужды. Каучсерфинг — это вебсайт для путешественников, где можно найти бесплатный ночлег практически в любом уголке мира. Там есть список хостов, которые могут тебя принять бесплатно у себя дома взамен на интересные истории и элементарную помощь по дому.

Осенью 2014 года мы с подругой решили поехать автостопом до Индонезии. Организовали проект Puzzle of the World, создали группу ВКонтакте, где писали свои истории. С собой изначально планировали взять 1500 долларов, но когда мы заработали эти деньги и собрались менять, случился кризис, и мы потеряли половину суммы. В итоге в наше первое автостопное путешествие по Азии мы взяли всего 700 долларов (45,7 тыс. рублей). Этой суммы хватило ровно на полгода, чтобы добраться из Красноярска до Индонезии через Монголию, Китай, Лаос, Вьетнам, Камбоджу, Таиланд, Малайзию и Сингапур. После этого мы путешествовали еще восемь месяцев и зарабатывали в пути.

Тяжело путешествовать без денег?

Совсем без денег я никому не рекомендую путешествовать, денежная подушка безопасности все-таки должна быть. Есть, конечно, у меня знакомые, которые путешествуют совсем на нуле — у них свои приключения, но это не мой стиль. Если поставить вопрос: «Как путешествовать с минимальным бюджетом?», — то это как раз про меня.

Проехав часть России и Монголии за три недели, мы потратили около двух тысяч рублей. В Китае стало ясно, что здесь из-за падения рубля нам придется либо голодать, либо основательно тратить бюджет, либо работать. Мы останавливались на оживленных улицах Пекина с табличкой, где было написано, кто мы и откуда, а подруга Женя пела — так мы обеспечили себе месяц проживания в Китае. Следующие страны (Лаос, Вьетнам, Камбоджа) вышли очень бюджетно — 20-30 долларов (1300-2000 рублей) за две недели. В Таиланде за три недели из-за обилия вкусной еды мы потратили 100 долларов (6500 рублей).

За неделю до выезда из Тая в Малайзию у нас закончились баты, а доллары больше менять не хотелось, поэтому на последние копейки мы купили печенье, завернули в красивую бумагу, повязали ленточкой, подписали «From Russia with love» («Из России с любовью») и пошли продавать. Кто-то купил за 20 бат (~40 рублей), кто-то за 50, кто-то угощал едой, водой — в общем, на неделю нам с лихвой хватило.

В Камбодже мы устроились волонтерами в дорогой французский отель на берегу моря. Во время дождя мы спрятались под крышу ресепшена, разговорились с персоналом и спросили, нет ли у них вакансий. На следующий день мы уже жили в номере с завтраками и помогали на кухне три часа в день.

В Индонезии последние денежные запасы иссякли, и мы решили попробовать себя в моделинге. Знакомый фотограф сделал нам потрясающие снимки, на Фейсбуке друг помог распространить фото — так мы приняли участие в разных рекламных проектах и креативных съемках.

В Малайзии кем мы только ни были: и фотографами в джунглях, и поварами на русской кухне, и журналистами, и смотрителями за бассейном. Вернувшись в Таиланд, мы снова работали моделями и случайно прошли кастинг на съемки французского кино.

Сколько городов и стран вы отметили на карте галочкой?

Я не веду учет городов. Раньше я отмечала в приложении MapsMe все населенные пункты, в которых побывала. Вся Азия, часть Европы и России была в красных метках — складывалось ощущение, что я была везде.

Недавно я слетала в свою 23 страну. Список не такой уж и большой, потому что за пять лет путешествий я нахожусь в странах подолгу, во многие возвращаюсь. Я посетила Грецию, Италию, Францию, Ватикан и Монако, была в Турции, Грузии и некоторых странах Средней Азии.

Для меня неважно количество посещенных стран, я люблю качественные путешествия. Чтобы понять страну, менталитет людей, я становлюсь частью местной атмосферы и получаю незабываемый опыт — путешествую автостопом, живу в домах, храмах, монастырях, познаю религии и культурные различия. Лучше я буду медленно изучать все это, но очень качественно, чтобы составить полную картину страны.

Какое твое самое любимое место на Земле?

Мне нравятся все места, в которых бываю, я нахожу уникальность в каждом. На первом месте Индонезия, потому что это невероятная страна с очень красивой и необычной природой — она манит меня своими вулканами, чайными плантациями, пляжами, разнообразной культурой на каждом из островов. Люди просто невероятные, очень открытые и дружелюбные — они как дети. Большинство моих друзей из Индонезии, ведь там человеку неважно, кто ты и какой у тебя статус, — они просто хотят быть твоим другом, и делают все для этого без всякой корысти и злого умысла. Мне очень легко с этими людьми.

На втором месте Таиланд, там мне тоже очень комфортно. Невообразимая природа: горы, джунгли на севере и острова, лазурное море, пляжи, водопады на юге. Если в Индонезии мне интересно путешествовать и не хочется тратить время на то, чтобы оседать где-то, то в Таиланде я решила пожить.

На третьем месте Италия, потому что она мне чем-то напоминает Индонезию. Она так же очень отличается с юга на север: каждая провинция имеет свои культурные и архитектурные различия, языковые особенности. И, конечно же, в Италии волшебная еда, невообразимые романтические уголки как в городах, так и в природе.

Образ автостопщика довольно романтизирован, а был ли у тебя негативный опыт?

Если ты внутри открыт миру, доверчив всему, что к тебе приходит извне, но в то же время относишься к этому с осторожностью, полагаешься на интуицию, то бояться нечего — положительное притягивается к положительному. Если в голове постоянный страх, недоверие, критика, то в твою жизнь будет приходить негатив.

За всю историю у меня не было серьезных негативных случаев, были только неприятные моменты, когда мне приходилось останавливать машину в пути и выходить на трассе. Конечно же, это очень рискованное дело, и, если вы не умеете разбираться в людях, то лучше ехать с кем-то, либо немного потренироваться в психологии.

Бывало, что водители задавали подозрительные вопросы про то, не страшно ли одной так путешествовать, есть ли муж, и готова ли я составить компанию на ночь. В таких случаях я, не раздумывая, прошу остановить машину на минуточку, беру вещи и иду в обратном направлении без объяснения причин и выплеска негатива. Слава Богу, угроз не было. Даже наоборот, водители начинали просить прощения за затронутые темы и уговаривали остаться в машине, но правильное решение — выйти.

Как правильно вести себя с попутчиками?

В первую очередь нужно быть собой, потому что, если вы отправляетесь куда-то вместе на долгий срок, то неизбежно откроетесь друг другу — невозможно вечно скрывать свои плохие (и хорошие) стороны. Нужно уметь договариваться, находить компромиссы, сохранять спокойствие. Сложно находиться друг с другом 24 часа в сутки — это похлеще семейной жизни, ведь здесь у вас есть работа, занятия, вы разбегаетесь днем, встречаетесь вечером, а в путешествиях вы практически постоянно вместе. Если вы находитесь где-то несколько дней, лучше разделяться на некоторое время, чтобы потом было легче путешествовать.

Выбор попутчика очень важен — мало с кем получается находить общий язык надолго. Пока что я считаю своим мегапопутчиком Женю Титович, с которой мы путешествовали по Азии 14 месяцев. У нас было все: и классные моменты, и напряженные, но мы с доблестью и честью все это вместе прошли и получили невероятные эмоции и впечатления. Я ей благодарна. С ней мы проехали автостопом из Красноярска до Сингапура, оттуда на самолете до Индонезии, где два месяца путешествовали с острова на остров — стопили паромы. Потом жили в Таиланде, умудрились слетать в Корею на месяц, а позже уехали в Индию, где к нам пришло осознание, что пора возвращаться домой. Мы ничего не сказали нашим друзьям и родителям, решили устроить сюрприз — купили самый дешевый билет из Индии в Киргизию и через Казахстан вернулись домой в Сибирь.

Женя и Валя

Почему автостоп, а не безопасный и быстрый самолет? В чем преимущество?

На самом деле, я ничего не имею против всех видов транспорта. Сейчас очень поменялся стиль моих приключений: я вполне готова путешествовать на самолетах — это сокращает время и силы. Но автостоп остается в моей душе навсегда, и, если у меня есть желание и время, я предпочту поехать так, даже если у меня есть деньги.

Ночлег в путешествии автостопом — это всегда палатка под звездами?

Нет. По Азии мы путешествовали без палатки: до юга Китая мы останавливались на ночлег бесплатно по каучсерфингу. Это отличный вариант для путешественников и людей, которые не могут пока что куда-то уехать: вы обмениваетесь культурами, получаете кучу новых историй и полезных лайфхаков. Так что, если ты хочешь путешествовать, можешь устроить это даже у себя дома.

Мы выезжали из Красноярска в январе, то есть зимой автостопом ехали из Сибири, заезжали на Байкал, проезжали пустыню Гоби в Монголии. На юге Китая становилось жарко, плюс мы планировали ехать в Лаос — это дикая страна, каучсерфинг там не особо развит (за исключением крупных городов). Мы понимали, что застрянем где-то в джунглях, если ничего не придумаем, поэтому сделали себе подарок на 8 Марта — купили палатку. Так мы ночевали и в джунглях, и на окраинах деревень среди местных, на берегу речек и морей, на арбузной ферме в Лаосе и на необитаемых островах в Индонезии. Палатка — это отель миллиона звезд.

На Байкале

Также есть множество других способов поиска бюджетного ночлега, например, волонтерство. Сейчас существует много сайтов, где можно найти волонтерские программы в любой стране. Хостелы и отели предоставляют ночлег, иногда и питание, а ты взамен несколько часов в день работаешь. Кроме того, в Азии очень популярны ночлеги в храмах. Монахи всегда встречают с распростертыми объятиями путешественников и предоставляют им укромный уголок на территории храма, а иногда и внутри.

Как развита культура автостопа в России и в других странах?

Не могу сказать, что в России люди понимают таких путешественников. Многие водители довольно резко реагируют на автостопщиков, считают, что они халявщики, поэтому часто задают одни и те же вопросы: «Где ты берешь деньги? Как живешь? Зачем тебе это все надо?» Им очень сложно представить мир автостопщика, они не понимают, как интересно изучать страны таким образом. Не осознают, что сэкономить деньги — это не цель. Для многих водителей в России это противоестественно.

В Азии люди очень положительно относятся к путешественникам, им неважно, кем ты работаешь, сколько лет в университете провел — они видят интересного человека на дороге, и им хочется помочь, поучаствовать в его жизни и привнести что-то в свою.

В Европе для людей важен статус — они предвзято относятся к автостопщикам, считая их чуть ли не бомжами. В некоторых европейских странах можно прождать машину несколько часов. Здесь автостопом катались 20-30 лет назад, сейчас люди уже пережили бюджетный кризис и могут позволить себе путешествовать на самолетах, поездах. Теперь очень модно путешествовать в доме на колесах.

Люди в Азии выглядят счастливее, чем в Европе и, тем более в России — здесь самые печальные лица, которые я встречала на своем пути. Чем беднее люди, тем больше улыбок на их лицах, чем богаче — тем они больше озабочены, загружены мыслями.

Беседовала Дарья Руковичникова специально для интернет-газеты Newslab,
фото: vk.com/the.puzzle.ofworld

Рекомендуем почитать