Своими силами
Прошедшая Универсиада доказала: Красноярск может быть чистым. Но для этого нужно объединить усилия всем — от крупных предприятий до рядовых жителей.
«С 1 по 15 марта были ограничения по движению автотранспорта, город постоянно мыли от пыли. Очень много факторов повлияло на экологическую ситуацию. Теперь крайне важно оценить роль каждого из них», — сообщил после Студенческих игр заместитель министра экологии края Игорь Варфоломеев.
Практиковать карпулинг — набирающая популярность в России тема, когда в больших городах попутчики собираются вместе и ездят автомобилем одного из них на работу, время от времени пересаживаться с личного транспорта на общественный или велосипед (к тому же скоро лето), преодолевать короткие расстояния пешком — все это по силам практически каждому из нас. И экологии плюс, и нашим бюджету и здоровью.
«Генеральная уборка» — тоже несложная и не затратная мера. Между тем, потенциал у таких уборок очень большой. Меньше мусора — меньше пыли. А именно мелкодисперсная пыль является основным «транспорта» бензапирена, вещества первого класса опасности, представляющего наибольшую опасность для человека. Оседая на мельчайших частичках, вредное вещество задерживается в воздухе и в итоге попадает к нам в легкие.
Вам — направо
Один из источников бензапирена — выхлопные газы автотранспорт. А наш город, как вы знаете, стабильно держится среди городов-лидеров по количеству машин на душу населения. Недаром во время визита в Красноярск в феврале 2018 года президент Владимир Путин отводил автотранспорту до 36 процентов в общем объеме загрязнения атмосферного воздуха.
Чтобы решить проблему автомобильных выбросов, за последние годы в Красноярске введено сразу несколько крупных современных развязок. И, надо сказать, такое перераспределение автомобильных потоков дает не только экономию по времени при передвижении по городу, но и достаточно серьезно позволяет снизить нагрузку на атмосферный воздух. А если добавить к этому тщательную уборку городских улиц с применением новой техники и бытовой химии, как это было в период Универсиады, да еще и возвести это явление в систему, то влияние еще одного вредоносного фактора на экологию города абсолютно точно удастся снизить.
«У нас есть рабочая группа в Горсовете, — рассказал эколог-общественник и депутат Горсовета Сергей Шахматов. — Мы совершенно точно хотим внести коррективы на примере этого года во все программы по содержанию дорог в части так называемого пылеподавления. Эксперимент показал: чем меньше пыли, запыленности, тем меньше бензапирена, абсорбированного в эту пыль, и тем проще нам будет дышать».
Тепло без дыма
Все крупные промышленные и энергетические предприятия сейчас реализуют масштабные экологические программы – сегодня это не просто дань общественному мнению, а один из ключевых факторов стабильности и развития. Зато малый бизнес в части уменьшения вредного влияния на окружающую среду серьезно отстает.
«В результате собственной инвентаризации мы насчитали в Красноярске 980 источников загрязнения, которые принадлежат малому бизнесу. Как правило, это мебельные цеха, складские помещения, магазины, автоцентры, гаражи, всевозможные мастерские – все они стоят на собственных котлах полупромышленного типа от 100 кВт. Вопрос только в том, готов ли бизнес отдавать дань экологии и платить, например, за качественное экологичное топливо?» – говорит Сергей Шахматов.
Кстати, об экологичном топливе. Да-да, возможно и такое. В феврале-марте в Красноярске проходил эксперимент по сжиганию инновационного бездымного топлива «Сибирский брикет», разработанного Сибирской угольной энергетической компанией, в частном секторе. Итоги уже объявили, и результаты весьма впечатляющие.
Эксперимент с бездымным топливом охватил более 9 тысяч красноярских частных домов. Свыше 90% домохозяйств в черте города две недели топили печи «Сибирским брикетом» вместо угля и дров. «В результате концентрация оксида углерода, диоксида и оксида азота, взвешенных веществ в воздухе сократилась в 2 раза, а содержание бензапирена — наиболее опасного для человека вещества — упало почти в 4 раза. В отдельные дни бензапирен вовсе не улавливался мобильными эколабораториями, так как его концентрация была ниже порога обнаружения», — отчитался замминистра экологии Игорь Варфоломеев.
Опыт Красноярска уже привлек внимание Иркутска, Абакана, Улан-Удэ и других городов, страдающих от грязного воздуха. По подсчетам экологов, если хотя бы 70 процентов частного сектора перейдёт на бездымное топливо, загрязнение по тому же бензапирену уменьшится с 950 килограмм до 100, то есть больше, чем в 9 раз.
Комплексный подход
В минэкологии подчеркивают: чтобы добиться реального и пролонгированного улучшения экологии, важно оценить каждый положительный фактор и всем вместе продолжать большую работу. У воздуха над Красноярском есть шанс стать чище, если решать проблему комплексно.