>
>
«Не осуждает и не гонит к шарлатанам»: как отличить хорошего врача от... «уставшего»

«Не осуждает и не гонит к шарлатанам»: как отличить хорошего врача от... «уставшего»

13.05.2019
3
Оля Кашубина
Источник: Вконтакте

Вопрос про выбор нормального врача стоит в нашей стране довольно остро — к счастью, наше законодательство допускает смену лечащего доктора (и клиники) по воле пациента, а частных медицинских учреждений в крупных городах достаточно много, чтобы поиск идеального специалиста ограничивался только лимитом времени и денег.

Но задача весьма сложная, как минимум, потому, что даже представления об идеальном враче у всех нас разные (и это нормально). Один пациент всю жизнь ищет разговорчивого и участливого, а другой хочет четких инструкций и минимум неформального общения.

Тут важно понимать, что оценивать надо в первую очередь не личностные, а профессиональные характеристики врача. Но при этом не игнорировать интуицию.

Я попробовала сформулировать качества хорошего доктора в 5 пунктах. Разумеется, это всего лишь ориентир: менять врача из-за каких-то мелких промашек опрометчиво, хорошие (даже не идеальные!) специалисты — удача и ценность.

У врача хорошая репутация

И я сейчас не про отзывы в интернете и не про рейтинги, звания, степени и категории. Если доктора вам порекомендовал врач другой специальности, с которым у вас хорошие отношения — едва ли вы попадете на прием к безграмотному специалисту. Рекомендации друзей и родных — тоже хорошо, но делайте поправку на то, что положительный опыт одного пациента не всегда можно экстраполировать на другие ситуации и заболевания.

Тем не менее, если вы видите в кабинете у врача подарки от других пациентов или стали свидетелем того, как кто-то на ваших глазах благодарит его за лечение — можно предположить, что перед вами профессионал.

Врач вас слушает

Разумеется, на приеме в поликлинике у доктора толком нет времени, чтобы с вами побеседовать, но важно, чтобы хотя бы то время, которое отведено вам на ответы, вас никто не перебивал. И чтобы ваши ответы не трактовались как-то иначе (это можно понять, прочитав отчет о консультации в карточке).

Врач вас не осуждает

Прием у врача с точки зрения этики близок к исповеди у священника. Вы должны быть честным, а ваш доктор — удерживаться от язвительных или снисходительных комментариев. Такое поведение часто ведет к тому, что пациенты становятся замкнутыми и укрывают какие-то важные подробности самочувствия, которые могут повлиять на диагноз или лечение.

А еще ощущение, что вы виноваты по умолчанию, хотя фактически ничего плохого не сделали — важный маркер выгорания врача, опасного психологического состояния, при котором доктор утрачивает способность адекватно выполнять свои профессиональные обязанности.

Врач дает вам возможность задать вопросы

Даже если непосредственно во время приема времени на это нет, врач может оставить вам свой телефон или адрес электронной почты. При этом неважно, воспользуетесь ли вы его любезностью, главное — что он не закрыт для контактов, не избегает вас и не боится показаться некомпетентным. Кстати, если врач говорит «я не знаю», то это еще не значит, что он глупый. Медицина — довольно сложная штука.

Врач придерживается принципов доказательной медицины

А значит, не ставит вам диагноз «вегетососудистая дистония» или «остеохондроз», не советует почистить печень от шлаков или сдать анализ на дисбактериоз, не направляет к остеопатам или гирудотерапевтам, не выписывает гомеопатию и БАДы.

Сейчас найти такого доктора — редкость, но мне кажется, ситуация потихоньку начала меняться. У современных пациентов есть доступ к интернету, а, значит, и к международным клиническим рекомендациям, где не упоминаются альтернативные медицинские методы и столь любимые отечественные «иммуностимуляторы».

Как минимум, вы всегда можете спрашивать у доктора, с какой целью он назначает ту или иную процедуру или лекарство. Его нежелание объясняться — плохой знак и повод поискать другого врача.

Больше полезных советов читайте в книге «Как болел бы врач».

Оля Кашубина специально для интернет-газеты Newslab

Рекомендуем почитать