>
>
>
«Деньги, удача и капелька здравого смысла»: реально ли заниматься серьезным бизнесом в провинции?

«Деньги, удача и капелька здравого смысла»: реально ли заниматься серьезным бизнесом в провинции?

26.09.2019
5

Гендиректор строительной группы СМ.СИТИ Александр Коропачинский: «К 2022 году количество застройщиков в Красноярске сократится в разы»

О ситуации на рынке. В течение 2020-2021 годов красноярский рынок жилищного строительства ждут глобальные перемены, которые будут заключаться в сокращении количества компаний-застройщиков. Это сокращение не на 10 и даже не на 50 процентов, а в разы.

Александр Коропачинский
Фото: Елена Евельсон

Есть основания полагать, что останется не более 15 компаний, при том, что сейчас, по разным оценкам, их насчитывается от 70 до 120.

Ситуация такова, что порядка 80-90% всех застройщиков до сегодняшнего момента работали без поддержки в виде банковского финансирования, направляя на строительство исключительно деньги дольщиков. Ужесточение закона о долевом строительстве с 1 июля этого года отрезало девелоперов от этих средств, а банки при отсутствии кредитной истории денег не дадут. Это очевидно, поскольку речь о кредитах в сотни миллионов рублей. Для понимания — среднестатистический 5-подъездный дом обходится застройщику в 500-600 млн рублей.

Соответственно, останутся только те, кто сегодня уже работает с банками (а таких компаний в Красноярске я знаю не больше восьми), и те, кто сможет соответствовать финансовым критериям банков, но это тоже единицы.

Компании, которые уйдут — случайные игроки, зашедшие на рынок, когда законодательство было чрезмерно лояльным.

Что изменилось с 1 июля?
Застройщики в России больше не могут привлекать деньги дольщиков напрямую. Теперь средства, полученные по договорам долевого участия, должны храниться на банковских эскроу-счетах. Строительство же должно вестись за счет банковских кредитов. Распоряжаться средствами дольщиков застройщики могут только после сдачи объектов и регистрации в Едином государственном реестре недвижимости права собственности на первую квартиру.

Принятый закон — абсолютно в правильном русле. Сожалею, что его не было 5-6 лет назад — мы бы имели на сегодня гораздо меньше обманутых дольщиков.

Другой вопрос — это ожидаемое превышение спроса над предложением. Условия будет диктовать продавец, при этом увеличится себестоимость жилья, поскольку заемные средства, в отличие от средств дольщиков, стоят для застройщика денег.

Но, надеюсь, за 3-4 года баланс спроса и предложения восстановится.

О собственном бизнесе. В ноябре этого года будет 10 лет с момента сдачи первого дома на «Южном берегу». Когда мы только начинали, никто из застройщиков в Красноярске не создавал среду. Было так: вот дом, подъезд, клумба, песочница — что ещё надо?

Мы решили предлагать дворовое пространство, которое соответствует совершенно другим стандартам и принципам. Это, в том числе, квартальная застройка и четкое разделение общественного и личного пространств. Второе — микрорайон не должен быть спальным. Если не сделать на первых этажах общественных помещений, не предложить какой-то сервис в виде магазинчиков, кафе, офисов и прочего, то мы получим пустое, мертвое пространство.

Третий принцип — беспороговая среда. Помещения первых этажей не должны быть отделены от пешехода бордюром. Представьте тротуар, который идет вдоль витрин заведений, где вечерами горит свет, сидят люди, играет музыка, и представьте прогулку вдоль первых этажей среднестатистической панельной многоэтажки.

По сути, мы основывались всего на 4-5 принципах и ничего нового не изобрели. То, что город не должен быть моноцентричным, а иметь несколько центров притяжения людей, где в приоритете пешие прогулки, высокое качество жизни и комфорт, описывает теория нового урбанизма, появившаяся в Америке ещё в начале 80-х годов.

Строительная группа СМ.СИТИ
С 2006 года создаёт на месте бывших промышленных зон новые жилые районы с современной городской средой. Проекты компании: «Южный берег», «Зеленый городок», микрорайон «Образцово», ЖК «Параллели». Сейчас СМ.СИТИ продолжает строительство домов на «Южном берегу», строит по тем же принципам ЖК в Академгородке, работает над проектами на Взлётке (ЖК «Александровский») и в центре Красноярска (ЖК «Бограда»).

Вопрос только в том, как это правильно реализовать и продать. Сейчас квадратный метр на «Южном берегу» стоит дороже, чем где-либо в Красноярске, но угрызений совести у меня нет. Первые три года мы осознанно работали с убытком, предыдущие 6-7 лет — в ноль. Среда уже создавалась, но квартиры продавались очень недорого — 41-42 тысячи рублей за «квадрат» в то время, когда наши коллеги продавали за 48 тысяч.

В 2014-2015 годах, когда мы завершали вторую очередь, люди уже понимали, что такое среда, а застройщики, даже те, кто придерживался панельного домостроения, социалистических технологий, пошли по похожему пути. Без среды покупать квартиры красноярцы уже не хотят и речь не только о состоятельных горожанах.

Директор по развитию компании доставки суши и роллов «Оригами» Дмитрий Коробов: «Привлекать клиентов низкой ценой — это тупик»

О собственном бизнесе. У «Оригами» среди красноярских компаний по доставке роллов на сегодня самое большое количество заказов и второе в целом на рынке — крупнее только «Перцы».

Дмитрий Коробов

Возник бизнес 10 лет назад почти случайно по инициативе моего родственника, который изначально занимался строительством. У него в бригаде работал бывший повар кафе японской кухни из Питера, который и разработал наше первое меню. Амбициозных планов мы не ставили и открыли филиал площадью 12 «квадратов» в не самом проходном месте на правом берегу. Было тяжело, первое время зарплату я получал раз в месяца три, что-то около 10 тысяч рублей. Все деньги уходили на продукты и заплаты сотрудников. Позже мы сменили локацию на более удачную и постепенно пришли к первому солидному обороту — миллион в месяц. Прибыли по-прежнему почти не было, но дело уже стало более-менее само себя поддерживать.

В то время в целом по рынку сервис был настолько плохо развит, что сайт был у пары компаний, а доставка в отдаленные районы, например, в Академгородок составляла 3-4 часа, и клиенты готовы были столько ждать. Тогда возникла идея открыть второй филиал в Октябрьском районе, который помог нам за считанные месяцы прирасти почти в два раза.

Где-то на седьмом году постоянной работы, когда у нас было уже 5 филиалов, максимально понятный для клиентов сайт, хороший сервис и стабильное качество, мы, наконец, почувствовали себя большой уверенной в себе компанией.

Компания «Оригами»
Работает в Красноярске с 2009 года. Специализируется на доставке суши и роллов, а также других блюд японской кухни. Имеет 6 филиалов с кухней и пунктами самовывоза заказов в разных районах Красноярска и один суши-бар в мкрн. «Покровский».

О ситуации на рынке. Сейчас сегмент насытился, и он больше не растет, как раньше. Рентабельность по красноярскому рынку доставки невысокая — в районе 10%. Каждый рубль надо считать. К тому же очень сильно всех игроков подкосили санкции и кризис 2014 года. До этого за килограмм лосося мы отдавали 300 рублей, а после запрета на ввоз и скачка доллара — 1000-1100 рублей. Нам сильно помогло то, что в докризисный период мы все деньги вкладывали в развитие, открывали новые филиалы, работали над сервисом, и у нас образовалась большая база лояльной аудитории. Тем не менее, без повышения цены обойтись было нельзя, спрос падал, но мы по максимуму урезали расходы, оставив только две основные статьи — оплата труда и сырье. Это позволило пережить сложные времена без особых потерь. Но не все смогли адаптироваться, многие крупные игроки сильно откатились назад.

В сегодняшних условиях мы продаем роллы по средней цене. Если смотреть на красноярский рынок, почти все сравнительно крупные игроки придерживаются похожей ценовой политики. В то же время у нас присутствует один премиум-игрок с роллами от 400-450 рублей и демпингующие доставки, которые за те же 450 рублей продают не порцию, а килограмм роллов.

Но конкурировать по цене — это тупик. В Красноярске есть много примеров компаний, которые на заемные деньги выходили на рынок, предоставляли минимальный сервис, при этом делали цены ниже, чем у всех, и ждали клиентов. И люди к ним перетекали, но такая восприимчивая к цене аудитория постоянно уходит к кому-то другому, и бороться за неё слишком тяжело. Поэтому интереснее делать акцент на аудиторию, которой важнее качество, скорость доставки, вежливое обращение операторов, привлекательность упаковки. Если всё это объединить, люди готовы платить и возвращаться. У нас всего 20% клиентов в месяц — новые, остальные пришли повторно, потому что ценят качество.

Если говорить о перспективах рынка, не думаю, что роллы и пицца могут скоро надоесть. Мы пробовали заходить в китайскую кухню, но не удачно — люди не понимают и не едят эту еду, а суши — это уже почти как оливье на Новый год. Поэтому, я думаю, что рынок доставки продолжит успешно существовать в Красноярске, хотя, возможно, будет трансформироваться с появлением агрегаторов и Dark kitchen (рестораны, работающие только на доставку — прим.ред).

Председатель совета директоров клиники «Бионика» Талех Махмудов: «Услуги частной медицины в России значительно ниже, если сравнивать с Западом»

О ситуации на рынке. «Медицинский бизнес очень интересный, но сложный с финансовой точки зрения. В этой сфере надо не только успевать за сегодняшним днем, постоянно следить за новыми технологиями, но и заглядывать в завтрашний — регулярно обновлять оборудование, обучать врачей.

Талех Махмудов
Фото: «Бионика»

Это всё требует больших расходов. При сегодняшнем курсе валют, например, аппарат УЗИ последнего поколения стоит порядка 6,5 миллионов рублей. Поэтому услуги частной медицины не могут быть дешевыми, хотя в российских клиниках цены значительно ниже, если сравнивать с Западом.

При этом сейчас не всё так плохо в государственных медучреждениях, взять хотя бы онкологический центр — там очень современное оборудование. Может, в России не так развит сервис и культура общения с пациентами — это уже другой разговор. Но в целом, я считаю, медицина у нас на достойном уровне.

Частная клиника «Бионика»
Работает на рынке медицинских услуг более 16 лет.
Кол-во сотрудников: 180 врачей и 200 человек прочего персонала.
За год обслуживает 150 тысяч красноярцев и жителей края.

Самыми востребованными у красноярцев остаются акушерство и гинекология, неврология, кардиология, эндокринология, ортопедия и травматология. Всё большей популярностью пользуется направление эстетической пластической хирургии. Вообще пациенты стараются идти к конкретному, «своему» специалисту и готовы переходить за ним из клиники в клинику. В «Бионике» врачи следуют определенному стандарту лечения, принятому Министерством здравоохранения РФ. Это гарантирует максимально полное и качественное лечение. В США, для примера, четко следуют стандартам, и если пациента лечили, отклонившись от правил, он может отсудить большие деньги. В России такой строгости в этом отношении пока нет.

В «Бионике» на сегодня работает 180 врачей, и это всё наши красноярские специалисты, однако небольшой дефицит кадров ощущается, несмотря на то, что зарабатывают врачи сегодня очень хорошо. Нюанс в том, что в этой профессии надо постоянно работать над собой, успевать за новыми технологиями, ездить на конференции. Без этого современный врач не сможет оставаться высококвалифицированным специалистом.

Частная медицина — дело прибыльное. Даже в кризис «Бионике» удалось добавить несколько этажей к своему зданию

О собственном бизнесе. Мы на рынке уже 16 лет и считаемся крупнейшей частной клиникой в Красноярске. Начинался бизнес с помещения в 150 квадратов и нескольких кабинетов. Позже я принял решение провести реконструкцию и поднять здание до 10 этажей. Достройка пришлась на самое кризисное время, но это нас даже стимулировало — мы решили доказать что в кризис можем ещё лучше работать. Сейчас, помимо врачей, у нас работает еще около 200 человек административного и технического персонала.

«Бионику» посещают около 150 тысяч человек в год. Сегмент частных клиентов самый крупный, но, помимо этого, мы принимаем более 3 тысяч человек в рамках ОМС и тем самым помогаем разгрузить государственные больницы. В том числе, проводим МРТ—исследования для пациентов онкологического центра. К слову, сейчас конкуренция на рынке частных клиник очень высокая, и предложить какую-то уникальную услугу сложно, но аппаратов МРТ в Красноярске крайне мало.

В ближайших планах запуск новой технологии, значительно облегчающей состояние и жизнь тяжелобольных пациентов. Мы уже обучили врачей и даже встретились лично с итальянским профессором, который эту технологию разработал. Осталось дождаться оформления нормативно-правовой документации, позволяющей использовать аппарат в российских клиниках. С весны мы также планируем отправлять по городу машину с медицинским оборудованием и нашими специалистами для бесплатной помощи пожилым красноярцам. Думаю, что будем проводить такую акцию каждый год.

Медицинский бизнес хоть и сложный, но тем и привлекателен, что позволяет реально помогать людям. Пациенты приходят к нам с надеждой на помощь и выздоровление и получают то, что им нужно. Это по-человечески радует, и поэтому я не устаю заниматься этим бизнесом».

Что ж, бизнес, который рискует менять качество жизни и предлагать что-то новое, имеет все шансы на успех в Красноярске. Как показывают примеры выше, действительно интересные проекты способны пережить и кризисы с санкциями, и реформы законодательства. А чтобы заработать действительно много, нужно думать не только о деньгах.

Кристина Иванова специально для интернет-газеты Newslab

Рекомендуем почитать