Самая короткая сессия в истории
Утром 24 апреля ведущие СМИ Хакасии анонсировали 18 сессию Верховного Совета республики, как самую «горячую и многообещающую» в политическом сезоне 2020 года. Ключевым моментом сессии предполагался отчет главы региона Валентина Коновалова перед депутатским корпусом. Однако заседание завершилось, даже не начавшись: из-за отсутствия кворума. Таким образом, сессия, действительно, стала не только горячей, но и самой короткой и обсуждаемой в истории парламентаризма Хакасии.
О возможном роспуске парламента с заявлением в СМИ уже выступил спикер ВС РХ Владимир Штыгашев, обвинив в срыве сессии тех парламентариев, кто не явился в зал заседаний.
Кто из депутатов не пришел на сессию?
Факт: 20 депутатов из 50 так и не появились в зале ВС РХ, проигнорировав выступление Валентина Коновалова с ежегодным отчетом правительства о проделанной работе. Помимо этого парламентарии должны были рассмотреть несколько законопроектов. Но основной их задачей было принятие результатов работы руководителя региона.
В полном составе на сессию прибыла только фракция КПРФ — однопартийцев губернатора. В двадцатку отсутствующих помимо представителей фракций «Единой России» и ЛДПР, вошли «Коммунисты России» и независимые депутаты. Почти сразу же после закрытия сессии их пофамильный список с соответствующими комментариями в адрес «предателей и отщепенцев» появился в проправительственных СМИ и на странице FB Валентина Коновалова, расколов депутатский корпус на «своих» и «чужих».
Однако число «чужих» (такими оказалась чуть ли не половина состава ВС РХ) стало для Коновалова полной неожиданностью. Известно, что всю неделю перед сессией между вторым и третьим этажами Серого дома, где располагаются правительство и Верховный Совет Хакасии, шли консультации по ключевому вопросу. В итоге, как утверждают источники в правительстве, председатель ВС Владимир Штыгашев обещал главе, что отчет пройдет и будет принят без неприятных сюрпризов. Тем более что формат сессии не предполагал ни обсуждения документа, ни присутствия в зале прессы (журналисты должны были наблюдать за ходом событий онлайн). Не были приглашены представители общественности и делегаты от муниципальных образований.
Причиной такого усеченного варианта называлась эпидемия коронавируса. Однако вирус не стал поводом для полной отмены мероприятия.
Почему не отменили сессию или не перенесли ее в онлайн?
Еще за неделю до сессии, 17 апреля, главный санитарный врач региона Татьяна Романова издала предписание за № 988, которым Верховному Совету Хакасии рекомендовалось «не проводить с 17 по 30 апреля (с возможной пролонгацией сроков) никаких мероприятий. Включая сессии, заседания президиума ВС РХ, заседания комитетов и комиссий, а также партийных фракций».
В Роспотребнадзоре считают, что в период пандемии и карантинных мер в связи с распространением коронавируса было недопустимо собирать в одном зале более полусотни человек, половина из которых старше 65 лет. Спикеру республиканского парламента Владимиру Штыгашеву в ноябре прошлого года исполнилось 80.
За неделю — с 17 по 24 апреля — пока Верховный Совет готовился к сессии — ситуация в республике существенно ухудшилась. Число заболевших выросло, перевалив за отметку в 100 человек. В результате регион с учетом численности населения чуть более 500 тысяч занял в СФО по числу заразившихся и заболевших первое место. Вспышка коронавируса в медицинских учреждениях привела к закрытию сразу трех больниц. В том числе республиканской больницы имени Ремишевской.
Ситуация развивалась так быстро, что министру здравоохранения Владимиру Костюшу пришлось обращаться к бизнесу республики за помощью в организации питания врачей, которые перешли на карантинный режим работы. Выяснилось, что у ведомства на эти цели попросту не предусмотрено денег.
В режиме самоизоляции, за время ее введения, успел побывать Валентин Коновалов, а также четыре члена правительства, включая заместителя губернатора, одного из министров, главу комитета по энергетике и тарифам, руководителя регионального управления ГО и ЧС.
Группа неявившихся депутатов свое отсутствие тоже объяснила карантином и самоизоляцией.
На переносе сессии на май настаивал председатель Совета глав муниципальных образований Абрек Челтыгмашев, заявивший, что отчет руководителя республики в создавшихся условиях выглядит, не только нецелесообразно, но и некорректно.
Несмотря на все это Владимир Штыгашев не обратил внимания на предписание главного санитарного врача и просьбы коллег. И настоял на проведении сессии.
К чему привела неудачная сессия?
Ответ простой — к расколу внутри парламента республики. К серьезному ослаблению и без того неустойчивого положения Валентина Коновалова. Особенно после задержания неделю назад его заместителя, министра строительства и ЖКХ Сергея Новикова. Чиновнику инкриминируется взятка в размере 12 миллионов рублей, два из которых он получил в пятницу 17 апреля.
В пятницу же, 24 апреля, председатель Верховного совета Хакасии Владимир Штыгашев обратился в прокуратуру с просьбой дать юридическую оценку предписанию регионального управления Роспотребнадзора, рекомендовавшего ограничить проведение заседаний парламента региона.
Его поддержал председатель комитета ВС по бюджету и налогообложению Олег Иванов, потребовав от Следственного комитета проверить депутатов на наличие сговора, что послужило срывом сессии. Позицию Владимира Штыгашева разделила депутат от партии «Патриотов России» и по совместительству председатель регионального отделения Союза журналистов Ольга Ширковец, назвав отсутствие коллег по депутатскому корпусу в зале заседаний «стыдом и шоком».
Однако большинство членов парламента остались на позиции соблюдения карантинных мер.
«Выше закона я поставить себя не могу. Я обязан был подчиниться предписанию Роспотребнадзора, которое четко и явно запрещало сессию Верховного Совета и работу комитетов и комиссий, — объяснил свое отсутствие в зале заседаний Виталий Анисимов, депутат от ЛДПР. — Простых граждан, малый бизнес штрафуют, чуть ли не лицом в асфальт кладут, а председатель Верховного Совета предписание игнорирует. Мы, депутаты, мы не можем быть выше закона. Провести сессию можно было и дистанционно, для этого есть все технические возможности. Но такой вариант нам никто не предложил».
Председатель комитета по законодательству Верховного Совета Светлана Могилина, в свою очередь, сказала: «Предписание, которое получил Верховный Совет, говорит о многом. Все, кто не пришел на сессию, а это крупные бизнесмены, руководители предприятий, наши медики, работают на острие событий. Их надо было поддержать, а не линчевать. Тем более, сегодня, когда складывается очень непростая ситуация. Число заболевших в Хакасии уже за сотню перевалило, для нашей республики это чревато».
Вместо финала
За прошедшие сутки количество зараженных в Хакасии выросло на 49 человек. Из них 34 случая выявлено в травматологическом отделении Абаканской межрайонной клинической больницы, куда с травмой был привезен зараженный пациент.
Тем не менее, в регионе объявлено о смягчении некоторых карантинных мер. В частности, возобновили работу ювелирные салоны и магазины детской одежды. К чему это приведет — покажет время. Но готовиться, похоже, надо к худшему из вариантов.
Анастасия Стрелецкая из Абакана специально для интернет-газеты Newslab