Главная
>
Статьи
>
«Бесполезность — очень хороший источник энергии»: ненужная Красноярску выставка открылась в здании, ненужном Томску

«Бесполезность — очень хороший источник энергии»: ненужная Красноярску выставка открылась в здании, ненужном Томску

07.10.2020
12

Гаражное искусство

В начале сентября фотограф Алексей Акимов и художник Евгений Каверзин арендовали самый обычный гараж в центре Красноярска и назвали его арт-резиденцией, где каждый художник города мог осмыслить свою бесполезность и за месяц создать работу.

«Мы решили, что бесполезность — это очень хороший источник энергии, недооцененный, с привкусом негатива, который мы направили в нужное созидательное русло. Принятие своей бесполезности — это первый шаг к свободе. Это тема всей резиденции. Сейчас достаточно легко посмотреть по сторонам и понять, что современное искусство не очень-то полезно», — уверены организаторы.

Бесполезность вдохновила многих: сломанный вибратор превратился в предмет искусства, бесполезная панельная застройка породила кубик Рубика, а старые манекены трансформировались в двухметровую скульптуру. Многие поступили проще — отдали ненужные картины. Так художница подарила двухметровую картину из газет, а коллекционер — надоевшую картину из картона.

В итоге в выставке поучаствовали красноярские художники и керамисты, а еще — резиденты из Казахстана, республики Беларусь и Санкт-Петербурга. К удивлению организаторов, на открытие выставки в Красноярске пришло более 50-ти человек, а гараж просто не вместил всех желающих.

В программе было и два перформанса: сжигание бесполезной картины и спуск в андеграунд — подвальное помещение гаража, где звучал философский подкаст с улиц. Все это предстояло повторить в Томске.

Котельная с художниками во главе

После вернисажа картины и керамику бережно упаковали и плацкартом доставили в Томск. Художники планировали оставить работы там навсегда, закупились жидкими гвоздями и строительной пеной, нужно было найти лишь подходящие стены. Оказалось, в Томске много заброшенных красивых зданий, а одно из них подошло больше других — разрушенная котельная в центре города, в буквальном смысле, управляемая местными художниками. Томичи пару лет назад повесили свой замок вместо старого и с тех пор собираются вместе.

«Всегда переживаем, легально это или нет. Когда планировали устраивать здесь выставки, начали смотреть, кому принадлежит здание. Хотели делать все официально и арендовать помещение, но оказалось, что владельца нет, как и здания на карте и в реестре. Здание просто не нужно Томску. Здесь есть соседи, которые никогда на нас не жалуются. Многие из них благодарны, ведь мы вынесли весь мусор и очистили от бутылок вид с их балкона. Мы не шумим и уходим, когда заканчивается световой день. Даже полицейские сказали, что у нас здорово», — рассказывает Дарья Шалунова, художница.

В котельной частично есть крыша, небольшой коридор с ковровой дорожкой и маленькая комната.

Большинство красноярских работ действительно останутся в котельной навсегда, как и планировалось. Вторую часть просто повесили на гвозди, и, скорее всего, эти работы рано или поздно разберут. Но это не важно. Как отмечает независимый куратор выставок в Томске Валерия Новицкая, материальное присутствие выставки не является ключевым аспектом в этой истории. Самое главное — это коммуникация и выстраивание связи между Красноярском и Томском, а этот проект станет точно не последним в развитии творческих отношений между городами.

«Я томич от рождения, и выставочным миром Томска интересуюсь последние два года. По понятным причинам в городе долго ничего не происходило, даже здесь, в котельной. Томску нужно всё. Как правило, искусство приезжает сюда вместе со студентами и вместе с ними уезжает. Эта выставка нужна Томску. Я не знаю, почему она не нужна Красноярску, возможно, она нужна там только вам, но здесь она нужна и вам, и нам. Это интересно», — рассказывает Иван Зайчиков, томич.

Выставки, которые нужны

Аренда гаража в Красноярске закончится только в конце октября. После вернисажа многие художники подали заявки с предложением сделать небольшие персональные выставки. Оказалось, такой формат востребован.

Материалы по теме
Алексей Мартинс: «Настоящее искусство должно бить и уничтожать»
Существует ли современное искусство в Красноярске

«Что будет с гаражом — вопрос открытый. Во-первых, он еще не закончился и будет еще месяц. У нас уже есть люди, которые хотят выставиться в этом пространстве. Есть проекты, которые можно осуществить именно в гараже и больше нигде. Дальше конкретно этот гараж будет продолжать продаваться на Авито и, скорее всего, именно с этой точкой мы попрощаемся. Но, надеюсь, это будет конец только первого сезона, и когда мы отойдем от той финансовой дыры, которая образовалась в бюджете за этот месяц, мы организуем второй сезон», — отмечает Евгений Каверзин, куратор арт-резиденции «Гараж».

Следить за дальнейшими событиями арт-резиденции можно здесь.

Вероника Клубничная специально для интернет-газеты Newslab,
фото Алексея Акимова

Рекомендуем почитать