Да, я знаю, что фестиваль неправильного кино ещё пока не совсем закончился - показ заключительного фильма "Век помрачения" (весьма неплохого, кстати) состоится сегодня вечером. Но поскольку я, по всяким разным причинам, на него сегодня не попаду, то данное выступление на тему фестиваля будет завершающим. На повестке дня у нас - французское (как бы) арт-(как бы) порно и многозначительный бразильский видео-арт.
Вообще, все три дня, в которые мне удалось посмотреть оба фильма фестивальной программы, действовало незыблемое правило - второй фильм был всегда лучше первого. Среда не стала исключением из правил - французская "История Ришара О" была, без сомнения, худшим фильмом фестиваля (а, возможно, и не только). Во Франции есть такой специальный подвид арт-кино - когда автор берёт под микроскоп какую-нибудь патологию, как правило, сексуального толка, и затем битых два часа в ней упорно ковыряется со всей целеустремленностью человека, пытающегося сколупнуть свежую коросту на собственной ранке. Что-то такое, например, можно встретить у Катрин Брейя - или вот в "Истории Ришара О". Главный герой тут одержим сексом - процентов 85 всего действия (к счастью, недолгого) на экране кто-то голый, или кто-то занимается сексом, или кто-то говорит о сексе. Но при этом - поразительная штука - ничего тягомотнее этой бесконечной череды сисек и писек придумать попросту невозможно. Режиссер и сценарист Одуль, сознательно выкинув из фильма почти всё, что никак не затрагивает тему секса, оказался в немного дурацкой ситуации - оставив своему герою из всех человеческих черт только животную тягу к сексу он лишил его всяческой, ммм, человеческой интересности. И когда в финале Одуль пытается натянуть на эту череду бесконечных трахов драматическую идею - мол, это Ришар так отчаянно пытался найти свой путь среди вечно путающихся под ногами женщин - это воспринимается почти смехотворно. Хороший актёр Амальрик, виденный недавно в куда более выигрышной роли в "Кванте милосердия", смело идёт на предложенные режиссером вызовы - неприятно крысится, плюхается в бассейне, орёт на туристов, демонстрирует эрегированный член, много мастурбирует в кадре. Но вся эта нагота напоказ никак не скрывает того простого факта, что играть ему попросту нечего. Более всего "История Ришара О" напоминает старый анекдот про мужика со спущенными штанами на тёмной театральной сцене - если бы он в финале вместо ошарашенного "Кто здесь?!" важно кланялся, свято уверенный в том, что он только что произвёл важный, нужный, интересный, смелый и радикальный художественный акт.
Бразильский "1,99" после такого погружения в секс смотрелся намного лучше - хотя не покидала мысль, что этот фильм был бы куда уместнее не в программе кинофестиваля, а на фестивале видео в Канске. Потому как это, собственно, и был анти-потребительский видео-арт на час с копейками длиной, благостно озвученный музыкой минималиста Вима Мертенса. Не без остроумных моментов (скажем, жизнь человека, представленная в виде последовательности брэндов - сначала "Памперс" и "Джонсон и Джонсон", потом "Лего" и "Нинтендо", потом "Джилетт" и "Контекс", и далее к "Армани" и "Виза голд"), но в целом какой-то слишком очевидный, что ли. Такой, знаете, штампованный на ксероксе протест против штамповки на ксероксе. Как будто люди, которые его делали, чистосердечно распространили ирвин-уэлшовский лозунг про "Choose Life" на значки и футболки, и совершенно не разглядели ту злую иронию, что вложил в него автор. Хотя придуманный ими белоснежный супермаркет, где продаются мысли, идеи и образы чувств, весьма неплохой - в качестве экспозиции, по которой можно ходить самому, он был бы крут фантастически. А для кино этого маловато - в конце концов, тут метафора супермаркета как воплощения социума не нова уже лет тридцать как, ещё с тех пор как Джордж Ромеро заставил своих героев держать там оборону от зомби.
Но в любом случае - фестиваль был интересным. Искренне надеюсь, что в следующем году он повторится.
С.М.