Извините, друзья, что несколько дней не писала сюда — всю прошлую неделю пребывала на Сибирском театральном форуме в Новосибирске. Эта поездка заслуживает отдельного рассказа. И до конца недели я с вами обязательно поделюсь впечатлениями. Но прежде хочу выполнить свои более ранние обещания.
Я об опере «Евгений Онегин» в Красноярском театре оперы и балета. Что могу добавить к уже сказанному в недавней рецензии? Если кто-то заметил по некоторым предыдущим постам, для меня немаловажно — хочется ли посмотреть спектакль еще раз или нет. В случае с «Онегиным» — очень хочется!
Почему? Самое ценное, на мой взгляд, в постановке Александра Федорова (при всех ее издержках) — в ней есть живое начало. Спектакль живой, он дышит — в буквальном смысле этого слова. Да, пусть сценография, откровенно говоря, не фонтан, пусть не все вокалисты пока справляются со своими партиями. Но чувства героев в этой всем известной опере свежи и подлинны. И вызывают искреннее сочувствие и ощущение сопричастности к происходящему.
И Татьяна в исполнении Светланы Левчук с ее затаенной чувственностью (вот уж подлинно тихий омут!), и самодовольный Онегин (Олег Алексеев), прозевавший свое счастье, и нервный, импульсивный Ленский (Евгений Балданов), и озорная непоседа Ольга (Анастасия Лепешинская) — все они не оперные и не литературные типажи. Живые люди, чьи чувства созвучны и нам, сегодняшним. А режиссер нашел адекватные нашему времени способы выражения этих чувств.
При этом не бросаясь в крайности. Некоторые местные ревнители (точнее, псевдо-ревнители классики) возопили, что Федоров изуродовал классическое произведение. Но кто сказал, что классику нужно ставить с археологической точностью? Что если уж берешься за Шекспира или Пушкина — воспроизводи, так как принято? Кем принято?! Да сам Чайковский бросил вызов обществу своей оперой, где он существенно сократил содержание сюжета пушкинской поэмы и сделал акцент на лирические сцены! Классика на то и классика, что она вне времени. Иначе бы мы не читали сегодня Шекспира или Пушкина, не слушали Моцарта, Чайковского и т.д.
Мне кажется, это уже прописные истины. Равно как и право художника на творческий поиск, на свободу интерпретации. Собственно, любой спектакль — это авторская трактовка режиссера того или иного произведения. И тем большей дикостью представляются вопли ортодоксов или, что еще хуже, невежественных дилетантов, что так ставить классику нельзя.
На эту тему можно говорить долго. И, похоже, уже действительно назрело время для большого серьезного разговора — уместно ли современное прочтение классики в нашем местечке? Да, местечке! Ибо если предложить подобную дискуссию в Омске или Новосибирске — засмеют. Да и наши зрители, думается мне, не настолько дикие и необразованные, как это видится небольшой горстке местных динозавров от искусства. Иначе бы не заполнялись с регулярностью залы на «Чайке», «Ночи ошибок» или «Короле Лире» в театре им. Пушкина, на «Пиковой даме» в кукольном или «Красотке кабаре» («Сильве») — в музыкальном театре. Не сомневаюсь, что и «Евгений Онегин» будет пользоваться спросом у публики.
Елена Коновалова, фото Александра Мищенко