Смена формата, времени и места заседания вкупе с личными причинами дали о себе знать. Все было хаотично и сумбурно.
Итак, что было из хорошего. С Максимом Гуревичем мы решили, что формат кафе будет следующим. Сначала краткое научное вступление от экспертов. После — просмотр фильма, потом обсуждение и фильма, и вообще заявленной проблемы.
Рем Хлебопрос сделал замечательное введение в проблемы окружающей среды города. По большому счету они всем понятны, но как-то все с ними смирились. Незамерзающий Енисей после строительства ГЭС приводит к повышенной влажности. Пары воды, вступая в реакцию с многочисленными выхлопами и от промышленности, и от транспорта, ухудшают и без того не высокое качество воздуха, которым мы дышим. Алюминиевый завод в черте города тоже не в плюс. Пресловутая точечная застройка и «уплотнение» города еще больше повышают концентрации вредных примесей. Формально, по Конституции РФ, данные о концентрациях вредных веществ в окружающей среде не могут быть закрытой информацией. Однако, как утверждает Рем Григорьевич, иногда даже желание использовать эти данные в научных целях встречает сопротивление. Что уж говорить о его мечте, чтобы городские телеканалы в реальном времени транслировали такую информацию вместе, например, с прогнозом погоды.
Ну, хорошо, естественная наука констатирует, что все плохо. У нас есть бизнес, который в принципе работает по тем правилам, которые ему задает власть. И есть общество, которое потенциально может давить на власть, и тогда они изменят правила игры для бизнеса.
Интересует ли общество проблемы окружающей среды? Об этом и рассказали социологи из Сибирского федерального университета: аспирантка Ирина Родичева и кандидат социологических наук Анна Немировская. Оказывается, и здесь все плохо. На самом деле результаты соцопросов вполне соответствуют мировым тенденциям — если у человека на первом месте проблемы собственного материального обеспечения (низкие доходы, безработица и т.п.), то вопросы качества окружающей среды будут стоять чуть ли не на последнем месте.
После таких не совсем оптимистичных высказываний мы и посмотрели фильм. Про небольшие технические накладки лучше не писать, но меня всегда такое сильно выбивает из колеи. Ну а после фильма желающих выступить было очень много, и даже началась бурная дискуссия. Однако ведущим нужно было уходить, и всё пришлось скомкать.
Журналист Алина Астраханцева обозначила свое давнее желание сделать на одном из местных каналов передачу о проблемах окружающей среды в городе. По ее словам, несколько лет назад она обошла все местные компании, но ни одна из них интереса к такой передаче не проявила. Представители нескольких экологических организаций стали активно обмениваться адресами. Ну что же — вполне возможно, что хоть этим кафе принесло пользу — несколько неравнодушных людей нашли друг друга и профессиональные точки соприкосновения.
По общему мнению, подобные фильмы (а фильм о глобальных проблемах, по сути «страшилка» о том, как все будет плохо, если человечество продолжит развиваться по-прежнему) полезны. Только транслировать их нужно на подрастающее поколение. Изменить восприятие мира и образ жизни взрослых невозможно, значит, надо работать с детьми. На этой, уж не знаю — оптимистичной или нет, ноте заседание фактически и закончилось.
P.S. Как минимум на июль научное кафе уходит в отпуск. Надеюсь, к осени вернемся к работе с новыми силами и идеями.
P. P. S. Сегодня утром скончался мой научный руководитель доктор физико-математических наук Владимир Георгиевич Губанов. Мы мало общались в последние годы в силу разных причин. Но ему я обязан многим. Напишу, но позже…