Вот и начался фестиваль неправильного кино. Меня лично он встретил окровавленными девушками и двумя двухчасовыми драмами подряд. Заход сильный, ничего не скажешь; но мы и не такое видали, так что с пути не свернём.
Открытие фестиваля было обставлено довольно мило — с арт-инсталляцией «Смерть дирижера» и девушками в жутком кровавом гриме. Просто, но эффектно; и даже в некотором смысле оправдано, учитывая главный, наверное, фильм фестиваля. Посмотреть же в первый день довелось два фильма — немецкий «Цвет сакуры» и австралийско-южноафриканское «Бесчестье», по роману нобелевского лауреата Джозефа Кутзее.
«Цвет сакуры» — это такая неторопливая семейная драма о том, как жизнь проходит. Такой очень аккуратный, деликатный и предельно честный фильм — в нём, правда, порой берутся проговаривать прямым текстом слишком очевидные вещи, но это сделано, как правило, довольно не страшно. Это в первую очередь история про семью — и в этом плане она сделана очень достоверно; там, например, почти незаметно от основной линии проводится такая интересная тема, что в семье, как правило, слишком много своих внутренних отношений накручено, чтобы можно было даже на таком близком расстоянии разглядеть в своём родственнике именно человека в первую очередь; для этого нужно чуть-чуть отстраниться всё-таки.
Про «Бесчестье» все говорят, что это великий роман; если так, то при переносе первоисточника на экран что-то важное явно утерялось. В фильме мы видим только мутноватую историю немолодого белого человека, познающего непростые истины о самом себе через страдания людей вокруг него, как от его рук, так и не только. Особенно интересно тут вот что — ключевыми моментами сюжета тут являются два случая сексуальной эксплуатации женщин, но сами женщины при этом сведены к чистым функциям; они не столько полноценные персонажи, сколько носители страдания, преображающего главного героя. Как-то это низко, что ли; свинством попахивает. То есть, получается, что сама центральная коллизия фильма вызывает массу вопросов; из хорошего отметим фантастического Малковича, который играет не самого приятного на свете человека с полной самоотдачей и никак не стараясь сделать его для нас приятным, и отлично сдержанную интонацию. Там весь фильм чувствуется такое сильнейшее подспудное напряжение, которое, по идее, должно бы в финале как-то взорваться, наконец (как оно бывает обычно); фильм, однако, заканчивается очень тихим и сдержанным аккордом, и это приятно весьма.
Такие вот дела. Сегодня мне предстот бразильский, кажется, драматический детектив «Тело» и сборник короткометражек «Коктейль». Буду держать вас в курсе событий.