Прихожу вчера на сеансы, смотрю на свои билеты, а у меня там — зал 6, ряд 6, место 6. Вот чёрт, думаю — какая жалость, что такие замечательные билеты у меня не на «Антихриста» были, а.
Итак, программа понедельника: «Маскарад» и «3 дня».
«Маскарад» — довольно симпатичная, хотя и нехитрая комедия на этническом материале; там действие происходит в алжирской деревушке, со всеми вытекающими. Всё построено на классическом приёме — персонаж сначала зачем-то сочиняет небылицу (там главный герой, такой мелкий деревенский задира, спьяну обещает всей деревне, что выдаёт свою сестру за дико богатого иностранца; деревня верит), а потом вынужден как-то крутиться, чтобы этой небылице соответствовать, разумеется, только всё ухудшая. При этом разыграно всё как-то очень правильно — создатели «Маскарада» не стремятся подороже продать свою национальную идентичность, и при этом не выпячивают эксцентрику; всё разрешается без излишнего нагромождения нелепостей, а как-то так спокойно и славно. Ну, и забавно, конечно, как тут высвечивается истинный уклад мусульманской жизни. По идее, мужчина в доме беспрекословно главный, а женщина знай своё место, а на деле все мужики — невероятные балбесы с пулей в башке, а женщины им ласково поддакивают и потом тихонько всё разруливают.
Испанские «3 дня» же — дико мощная вещь, бьёт крепко и наотмашь. Такое противостояние добра и зла на фоне неумолимо надвигающегося апокалипсиса. К Земле летит метеорит в десять раз больше того, что уничтожил динозавров, а у главных героев — рандеву с собственным персональным злом из прошлого в уединенной хижине в лесах. Там прекрасное развитие идёт — сначала начинается драма про то, что будешь делать, если узнаешь про конец света, потом она переходит в как бы вестерн с противостоянием хорошего человека с ружьем и плохого со слесарными инструментами где-то на краю света, а ближе к финалу всё и вовсе сползает в такой фильм «Пила», если бы его делали люди с умом, фантазией и талантом. Причём эти испанцы ничего вообще не боятся — там если надо жестокости какой-то добавить, они добавляют, и показывают всё, как есть, не отворачиваясь; смаковать при этом тоже ничего не смакуют, всё уравновешенно очень. Ну, и главный герой там отличный — такой герой поневоле, человек, оказавшийся в позиции, которая мало того, что ему ни к черту не нужна и даже противна, так ещё и бессмысленна в связи с тем, что астероид скоро долбанёт; но он всё равно берёт ружьё и стоит, стиснув зубы, между невинными и злом. Потому что, ну — а как иначе.