Итак, с открытием! III Красноярская ярмарка книжной культуры (она же КрЯКК) благополучно стартовала. Продлится ярмарка до 8 ноября — приходите за книжками и впечатлениями.
На нынешней ярмарке как никогда много всего интересного. Настолько много, что масштаб следующего КрЯККа не берусь и представить. Впрочем, в этом году и организаторы проекта, Фонд Михаила Прохорова, не ожидали такого наплыва участников и гостей — в первую очередь из-за кризиса. Но умом Россию уж точно не понять, как выразилась соучредитель фонда Ирина Прохорова, — нашему загадочному народу ни кризис, ни грипп не помеха. Если начиналась КрЯКК с 65 издательств-участников, в прошлом году их было уже 115, то сейчас — аж под 200. В одном павильоне всех разместить не удалось — пришлось арендовать два. А посетителей пришло столько, что не протолкнуться — в первый же день смели большую часть представленного. Сама еле успела прикупить в одном издательстве аксеновский роман о шестидесятниках «Таинственная страсть».
Ну, а событийная программа ярмарки просто необъятна. Поэтому буду в эти дни делиться тем, что лично меня особо зацепило, возмутило или порадовало — что вообще успела посмотреть и услышать.
Впрочем, возмущаться пока нечему. Кроме, разве что, тому, что в плотной и насыщенной программе даже при всем желании не удается побывать везде, где хочется. А вот некоторые из самых любопытных, на мой взгляд, событий первого дня:
- Фотовыставка финалистов конкурса «Франция, которую мы открываем». Висит в первом павильоне за рядами издательств. Франция в объективе красноярцев, побывавших там в последнее время. Гран-при — цифровой фотоаппарат — получил известный художник Александр Краснов.
- Новая инсталляция известного красноярского арт-провокатора Василия Слонова «Черная речка. Точка невозврата». А ну-ка, вопрос на засыпку: какое мрачное для русской культуры событие связано с этой самой речкой? Слонов представил его в абсолютно неожиданном ракурсе.
- Публичные дебаты и объявление шорт-листа литературной премии «НОС» («Новая словесность»). Из 30 произведений лонг-листа жюри выбрало шесть: «Люди в голом» Андрея Аствацатурова,
«Новочеркасск: кровавый полдень» Татьяны Бочаровой,
«Роман Арбитман» Льва Гурского,
«Тайная жизнь петербургских памятников» Сергея Носова,
«Сказки не про людей» Андрея Степанова,
«Каменные клены» Елены Элтанг.
Как и следовало ожидать (и как всегда бывает), выбором жюри многие остались недовольны. Самый острый вопрос дебатов: почему в шорт-лист не попали Владимир Сорокин, Виктор Пелевин и Лев Рубинштейн? Позиция жюри: в этих произведениях мэтров современной литературы — словесность не совсем новая (исходя из направленности премии). Обе стороны привели массу аргументов за и против. В итоге каждый остался при своем, но дискуссия получилась острой и захватывающей.
Из сегодняшних событий КрЯККа особенно рекомендую посетить:
- презентацию сборника «Антология французской драматургии» («НЛО») и прочтение пьесы Натали Саррот «Ни с того, ни с сего» (актеры театра им. Пушкина, режиссер Олег Рыбкин, в 15.00);
- современная французская анимация «Необычайные приключения» в Доме кино, в 19.00;
- звезда мировой оперной сцены Симона Кермес, ансамбль солистов Российского национального оркестра, Красноярский симфонический оркестр и театр им. Пушкина в музыкально-литературной композиции «Вот яд…». Театр оперы и балета, в 19.00.
Елена Коновалова