Вот и завершилась очередная Красноярская ярмарка книжной культуры. Итоги ее музыкально-театральной программы (литературная часть за моей коллегой Анастасией Зубаревой) подведу в среду в «Вечерке».
В настоящий момент перевариваю изобилие впечатлений, пишу интервью с Ириной Дмитриевной Прохоровой и итоговый обзор. Кстати, тема номера следующего «ВК» — как раз КрЯКК, и ей будет посвящено аж шесть полос. И, наконец, с вожделением посматриваю на стопку книг, приобретенных на ярмарке. Только чует мое сердце, что добраться до них я смогу не раньше, чем в новогодние каникулы.
А пока — краткие заметки по последним дням КрЯККа. Как и обещал Олег Рыбкин, прочтение пьесы французского автора Капи «Башня ДеФанс» вызвало противоречивые впечатления у публики. Кто-то не выдерживал, уходил — не прониклись наши люди описанием, как парижские трансвеститы, геи и прочие маргиналы празднуют Новый год. Поедая при этом свежеубиенную и тут же зажаренную змею, которая на свою погибель каким-то чудом забрела в их квартиру по канализационным трубам… Кто-то, пардон, блюет, кого-то откачивают после приема «кислоты». Ну и так далее, картинка аховая. Вторую часть пьесы актеры прочесть не успели за нехваткой времени (сама пьесу не читала, но по отзывам там все еще веселее). А Рыбкин подумывает, не поставить ли спектакль по этой пьесе весной к фестивалю «ДНК». Так сказать, в честь Года Франции в России.
Что еще? Ток-шоу о стереотипах в культуре «Дикие русские и развратные французы» было весьма любопытным. Особенно животрепещущим оказался вопрос: так ли сильны в искусстве любви французские мужчины, как это принято считать? Французы били себя пяткой в грудь — да, мы могем! Русские мужчины (их можно понять) скептически усмехались — не верьте, милые женщины, это сильное преувеличение. Женщины, однако, с этой приятной иллюзией расставаться никак не хотели. Впрочем, закончилось все мирно — русско-французским дефиле (показом вещей из коллекции Александра Петлюры).
А вот на музейной ночи другой перфоманс Петлюры, «Опричник» (по роману Владимира Сорокина), чуть не закончился трагедией. Я сидела в самом центре напротив сцены, где разворачивался перфоманс, и воспоминание это жуткое. В качестве иллюстрации к перфомансу его авторы решили показать огненное шоу. Живой огонь в закрытом помещении — само по себе экстрим. А тут еще один из участников что-то не рассчитал, и в результате пламя охватило его самого… Когда он пытался сбить огонь, начал гореть пол на площадке полиэкрана, где проходил перфоманс. У парня обгорело лицо и плечи, потом его увезла скорая. Говорят, что пострадал не сильно.
Когда это произошло, народ немного растерялся. Кто-то из сидевших рядом со мной недоуменно высказался — мол, а так и было задумано? Оперативно отреагировал лишь директор Красноярского музейного центра Михаил Шубский — именно ему удалось потушить огонь и спасти пострадавшего. Но само использование огня стало для Шубского неприятной неожиданностью — Петлюра не счел нужным заранее поставить его об этом в известность. Впрочем, тогда бы никакого огненного шоу точно не было — в закрытых помещениях государственных учреждений это запрещено.
Вот такое «феерическое» окончание Музейной ночи. Впрочем, после инцидента шоу продолжалось. Но настроения развлекаться после подобного зрелища как-то не было.
Елена Коновалова