Пару недель назад все российские СМИ бурлили темой увеличения сроков рабочей недели до 60 часов. Одни ругали олигархов, эксплуатирующих трудовой народ, другие утверждали, что надо больше работать, ибо мал наш ВВП, а, значит, и нет счастья трудовому народу.
А в этом время западные экономисты обосновывают необходимость сокращения рабочей недели, и вообще отказ от ВВП как измерителя какого-либо прогресса в развитии общества. Статья под названием «Questioning economic growth» (Ставя под вопрос экономический рост) на сегодня лидирует в рейтинге популярности недавних материалов журнала Nature.
Оказывается (впрочем, экономисты это, конечно же, знают) одним из отцов валовых показателей экономического роста был Симон Кузнец, американский экономист русского происхождения. Он же еще в 30-е годы прошлого века произнес примечательную фразу: «Вряд ли можно оценить благосостояние нации исходя из измерений национального дохода». Как это будет по-русски? Правильно! Кузнец просто-напросто наукообразно перевел всем известную пословицу «Не в деньгах счастье».
Сегодня традиционные показатели экономического роста ставятся под сомнение, как с точки зрения истощения ресурсов окружающей среды, так и негативных социальных последствий. И то, и другое зачастую сопутствует экономическому развитию.
Многие независимые общественные организации и экономисты пытаются разработать различные индексы, которые учитывают не только экономические, но и социальные показатели. На сегодня в профессиональной среде почти официально принято, что экономический рост последних 20-30 лет не привел к существенному росту «благополучия».
Что же делать? Экономисты видят три варианта.
- Продолжать гонку экономического роста, повышая при этом эффективность использования ресурсов. Этот вариант не проходит в силу того, что любое повышение эффективности в конечном итоге приводит к увеличению общего потребления.
- Стимулировать экономику, ориентированную не на производство, а на сервисы. В масштабах планеты этот вариант тоже не проходит, так как подобная переориентация просто-напросто связана с перераспределением производственных площадей в развивающиеся страны.
- Ориентироваться на экономику нулевого или даже отрицательного роста. Так автор статьи сделал расчеты, показывающие, как в Канаде можно сократить безработицу, уменьшить бедность и истощение окружающей среды, и, более того, решить проблемы с государственным долгом, при этом сохраняя нулевой экономической рост. Для этого нужно сократить продолжительность рабочей недели. Одна незадача. Незадача с точки зрения России. Сокращение продолжительности рабочей недели должно сопровождаться увеличением производительности труда. При условии постоянного роста производительности труда, Канада должна выйти к 2035 году на 1500 рабочих часов в год. При этом в стране будет полная занятость. В России на сегодня продолжительность рабочего года при восьмичасовом рабочем дне и пятидневной рабочей неделе примерно 2000 часов. По канадским прогнозам продолжительность рабочего дня нам надо бы сократить до 6 часов. Во сколько раз при этом надо поднять нашу производительность, я сказать затрудняюсь. Скорее всего, раз в 10... И даже эта заметка не должна была быть написана, так как она примерно на 1/5 сократила мою сегодняшнюю производительность труда :)
Егор Задереев