Совершенно случайно узнав о существовании бизнес-ангелов, мне стало страшно интересно, что это за существа, есть ли у них иерархическое разделение на бизнес-архангелов и бизнес-херувимчиков? А может, у них и антиподы имеются — бизнес-черти?
Ответ оказался более чем приземлённым: бизнес-ангелами называют частных инвесторов, вкладывающих собственный капитал в никому ещё не известные начинающие компании (те самые стартапы). Это могут быть предприниматели, топ-менеджеры и тому подобные люди, заинтересованные в продвижении перспективного на их взгляд бизнес-начинания, причём не только с целью наживы, но и ради идеи, на которой оно базируется. Это всё понятно, но почему «ангелы»?
Этот термин вошёл в употребление в конце 70-х годов прошлого века в Америке. Словом angels тогда стали называть спонсоров растущих как на дрожжах недешёвых бродвейских постановок — богатых антрепренёров. Вообще-то называть их спонсорами не совсем правильно, поскольку свой процент прибыли от спектаклей они всё-таки получали, кроме тех досадных случаев, когда шоу оказывались провальными и убыточными. Тем не менее, для артистов, которым в виде инвестиций давался шанс на успех, они были действительно ангелами-хранителями. Словосочетание business angels — бизнес-ангелы, соответственно, стало означать тех людей, кто готов рискнуть собственными деньгами, вложив их в новый бизнес без каких-либо гарантий возврата средств, не говоря уже о барыше.