Ну, все, последний рубеж — осталось рассказать о том, как Канский фестиваль закрылся, и можно по домам. Рассказывать к тому же есть о чем — финале получился на этот раз без дураков гранд.
Причем история тут довольно интересная — на открытии фестиваля гостей встретил целый арсенал канских творческих сил. Была девушка с саксофоном, был поющий ансамбль из пожилых дяденек и тётенек, были сразу два подростковых танцевальных коллектива с очень неплохими по технике исполнения выходами. Ну, и, в общем, довольно спонтанно было принято решение — если в Канске есть такие творческие силы, чего бы не привлечь их к закрытию?
Таким образом, белорусы из группы «Рокер Джокер», приглашенные на закрытие фестиваля буквально за несколько дней, на ровном месте сделали с канскими ансамблями такое, гм, представление — что-то среднее между концертом и танцевальным спектаклем, положенным на песни «Рокер Джокера». Поскольку в шоу участвовали пожилые люди и дети подросткового возраста, музыкантам пришлось изрядно поломать голову над тем, какие из их разухабистых песен лучше в концерт не включать (композиция «Х*й войне», понятно, сразу ушла за скобки, а вот песню с громогласным исполнением слова «жопа» в припеве ребята таки попробовали отстоять, но, увы).
Короче — когда после всех церемониальных слов и вручений наград началось это действо, оно произвело эффект разорвавшейся бомбы. Хмельное том-уэйтсовское очарование «Рокер Джокеров», во-первых, явно сильно вставило людей, делавших танцы, а во-вторых, когда к нему подключалось многоголосие немаленького русско-народного ансамбля, оно разворачивалось вдруг во что-то почти космическое. Во всём концерте был невероятный позитивный заряд — натурально, чувствовалось, что вокруг тебя сплошное поле общей коллективной радости, настолько мощное, что зал в какой-то момент просто встал в едином порыве. Видео ниже немного передаёт запал происходившего — обратите внимание на человека, который где-то в начале второй минуты принимается прыгать перед сценой, это Коля Кольский, человек из Екатеринбурга, талисман фестиваля, первым выскочивший к сцене плясать. И каким восторгом отреагировал зал на его выход, вы бы слышали!
То, что было дальше, плохо поддаётся осмысленному рассказу. После закрытия случился прощальный банкет, на который приехали и участники русско-народного ансамбля, и министр культуры, и практически все остальные. Там были хоровые песни, «Рокер Джокер» звучали столько раз, что уже который день решительно невозможно отключить их песни в голове (на фестивале это явление получило название «Радио Белоруссия»), причем самое смешное, что вторую половину фонограммы банкета почему-то составлял столь же регулярно звучавший Джон Зорн. В какой-то момент из ниоткуда появились канские би-бои, которые принялись прямо здесь плясать на принесенном с собой куске линолеума — и весьма неплохо плясать, надо сказать. Их внезапное появление обеспечило выход в космос Андрею Петрову, актёру, приехавшему представлять «Мир крепежа» — до этого он держался со всеми вежливо, но всё же как-то немножко в сторонке, а тут сорвался в пляс вместе с пацанами; как выяснилось, начинал он с таких же уличных танцев. В ту же ночь Андрей уезжал в аэропорт немного поцарапанным (в танцевальном запале он слетел с линолеума и ободрал себе спину, плечи и лоб) — в фойе гостиницы его мазала перекисью девушка Женя, прекрасная переводчица программы итальянского кино, а он в это время улыбался шире некуда.
Потом ещё новосибирский художник Вячеслав Мизин пел в шесть утра мне и исполнительному директору фестиваля Максиму блюз со словами «А Серега и Максим пидорасы», кого-то опять провожали в аэропорт под баян, все уезжавшие прощались друг с другом по полчаса и с замиранием в голосе спрашивали, а как бы им приехать в Канск и в следующий раз тоже. Я их понимаю — кажется, в этом году Канский фестиваль не просто отметил десятилетие, а всерьёз вышел на новый для себя организационный и профессиональный уровень. И в следующем году, уверен, всё будет ещё круче и ещё могучей. Тут и сомнений быть не может.
На этом у меня всё, огромное спасибо за внимание, ваш Сергей Мезенов