Вчера общественности огласили причину чрезвычайного происшествия в Ужурской ракетной части: солдат, оказывается, подкосила аденовирусная инфекция. Хочу немножко рассказать о ней — во избежание панических настроений, а то ведь терапевты в поликлинике такой диагноз выставляют детям и взрослым ежедневно... Точнее, они пишут «ОРВИ», а уж какой конкретно из респираторных вирусов вызвал сопли и недомогание — не уточняют, лечение ведь все равно будет одинаковое. А проводить вирусологическую экспертизу имеет смысл только в исключительно тяжелых случаях.
Аденовирусы — группа ДНК-содержащих вирусов, которые наряду со своими «коллегами» — парамиксовирусами, ортомиксовирусами, коронавирусами, пикорнавирусами и реовирусами вызывают всевозможные респираторные инфекции. Разновидностей одних только аденовирусов так много, что никаких прививок не напасешься. Они устойчивы во внешней среде и легко передаются воздушно-капельным путем от человека к человеку. Их предостаточно в воздухе любого помещения в любое время года. (Исключая, пожалуй, стерильные палаты и фантастически-стратегические бункеры. Ну, и заброшенные сараи на арктических станциях). Стоит иммунитету ослабнуть — как тут же начинаются простуды и насморки. Особенно часто это происходит осенью, но и сейчас, когда все, учуяв приближение весны, спешат переодеться в легкие куртки, случаев ОРВИ наблюдается множество.
Сами по себе аденовирусы почти не способны вызвать тяжелое поражение нижних дыхательных путей: в абсолютном большинстве случаев дело ограничивается ринитами, конъюнктивитами и фарингитами. Но в редких ситуациях, когда иммунитет заболевшего человека настолько слаб, что не может быстро разобраться с возбудителем (как правило, речь идет о новорожденных, пожилых людях или о больных с иммунодефицитами), к вирусной инфекции может присоединиться бактериальная. Которая и вызывает пневмонии. Но вот чтобы вторичная бактериальная инфекция оказалась настолько тяжелой, чтобы убить человека — это действительно редкость в квадрате.
Нет, я ни в коем случае не сомневаюсь в точности результатов вирусологической экспертизы. И в аденовирус-мутант тоже не верю: иначе вряд ли вспышка в Ужурской воинской части ограничилась бы солдатами. Заболели бы врачи краевой больницы, другие пациенты (помните, я говорила, что аденовирусы легко передаются от человека к человеку?)... Остается вариант с исключительно подорванным иммунитетом у солдат. Эту версию подтверждает и тот факт, что, помимо пневмонии, у некоторых заболевших солдат была выявлена ветрянка и ангина — заболевания с другими возбудителями. А что может спровоцировать такое состояние? Факторов несколько. Во-первых, недостаточное питание. Не просто казенное и невкусное, а именно скудное — маленькие порции, постоянный недостаток белковой пищи. Во-вторых — плохие бытовые условия. Холод в жилых помещениях, холодная вода в душе, редкое проветривание комнат. В-третьих — тяжелые условия жизни и труда. Недостаток сна, изнурительный труд, постоянный стресс — любого рода, будь то страх, частые унижения или просто чувство безысходности.
Я не сгущаю краски — все это действительно может снизить иммунитет здорового прежде — солдаты ведь были признаны годными для военной службы — человека. Мне искренне не по себе становится от мысли о том, что за служба была у этих ребят. И прямо по-злому хочется, чтобы история закончилась показательно-жестким процессом в отношении командования злополучной ракетной части. Случится ли это? Должно быть, скоро узнаем.
Ольга Дарсавелидзе