Лучшая половина января осталась за кормой нашего бутафорского кораблика, морозы приутихли, вернулся из новогоднего загула театральный блог. В ближайшее время ожидайте «правила жизни» новосибирского режиссера Алексея Крикливого, ворох любопытных фактов и слухов о грядущих постановках и небольшой рассказ о том, что будет представлять собой «Пушка» после мифической реконструкции. Сегодня, же традиционно — охапка курьезных и не очень театральных новостей за последние пару недель.
Всё самое забавное в январе было связано с фамилией великого российского актера Жерара Депардье. Маразм крепчал день ото дня, и в какой-то момент появилось известие о том, что падшего галла пригласили в труппу Тюменского драматического театра на оклад в 16 тысяч рублей плюс неплохие надбавки (видимо, за работу на праздничных утренниках) плюс квартира в областном центре. Когда хохот стих, руководство театра признало, что просто всех разыграло... да, как же — а ну как согласился бы!
Руководство Московского академического театра сатиры одному французу предпочло двух немцев класса «люкс» — с датчиком дождя, электрическими солнцезащитными шторками, велюровыми ковриками, встроенным телевизором и прочими радостями для всенародно любимых актеров. Каждый — «чуть» дороже 3,5 млн. рублей. «Почему, собственно говоря, бандиты могут разъезжать на машинах, которые в несколько раз дороже, а народные артисты нет?», — удивился директор театра Мамед Агаев, но в интернетах его удивления не поняли и почему-то подняли жуткий шум. Интересно, есть BMW в служебном автопарке какого-нибудь из провинциальных театров?
Тем временем, главный комик страны В. В. Жириновский, ничтоже сумняшеся, заявил о намерении отобрать здание театра у Романа Виктюка для нужд своей партии, в Эстонии вознамерились поставить оперу по мотивам переписки президента с оппонентами в Твиттере, а одна из представительниц знаменитого триптиха Катерина Самуцевич сыграла в спектакле «Pussy Riot. Продолжение», который поставили, конечно же, в Театре.Doc. Сделала это Варвара Фаэр, ранее срежиссировавшая «БерлусПутина». Нам все это интересно не столько политической подоплекой, сколько тем, что участники действа регулярно употребляли диковинное словосочетание «свидетельский театр»; что это за штука такая, подробно объясняется в интервью.
Еще немножко о политике — запретительный состав Госдумы предложил дополнить антитабачный закон, запретив курить на экране и на театральных подмостках. Пожалуй, это первая из инициатив нынешних депутатов, которая вызывает некоторое сочувствие — я сам всегда недоумевал, почему в спектаклях вместо водки пьют воду, но дымят исключительно настоящими сигаретами. Даешь спортивный образ жизни! К нему, кстати, в следующем году приобщат почти две с половиной тысячи актеров — именно столько будет задействовано в церемонии открытия Олимпиады в Сочи: в основном, гимнасты, танцовщики и кукловоды из Мариинки, Большого и, в том числе, Новосибирского театра оперы и балета.
Очень много подводилось различных итогов. Оценить на их основании грядущие изменения в театральной жизни пробовали здесь, здесь и, например, здесь — в каждом из случаев делая акцент на том, что целая группа режиссеров-экспериментаторов (Могучий, Серебренников и Бутусов) подвинула с пьедесталов прежних мэтров — а, значит, негласное противостояние мейнстрима и ванильного авангарда перешло в новую стадию. Подвел итоги и я — но сугубо красноярские и в воспоминательной форме. А за рубежом тем временем составили рейтинг самых популярных композиторов за прошлый год (лидирует Бетховен, Петр Ильич на шестом месте), оперных исполнителей и дирижеров (тут в чести Валерий Гергиев).
Наконец, накануне исполнилось 150 лет со дня рождения Константина Станиславского. Об этом можно говорить много — вот, например, на канале «Россия. Культура» в честь этого запустили цикл авторских программ Анатолия Смелянского «После „Моей жизни в искусстве“», которые я рекомендую посмотреть. Некоторые из них уже есть в сети.
Евгений Мельников