Когда появились первые фотостудии, кто открывал американский Запад с камерой наперевес, как выглядели первые свадебные снимки? Об этом — в книгах по истории фотографии.
Конечно, книг, которые так или иначе соприкасаются с историей фотографии, — множество. Часто это — теоретические работы, которые встраивают фотографию в общий контекст истории искусства, очерки об определенной эпохе или национальной традиции. К примеру, о петербургской фотографии или о фотографиях — иконах времени. Но это уже более предметные области, я расскажу о книгах линейно-исторического толка, которые могут быть интересны не только фотографам, но и интересующимся искусством, культурологией, историей.
«История фотографии. Возникновение изображения», Кантен Бажак
Эдакая карманная история фотографии, написанная хранителем Музея д`Орсе — первого музея изящных искусств во Франции. Книга охватывает примерно 50 лет фотоистории, начиная с самых первых опытов Ньепса, Дагера, Толбота. Удивительно увлекательная вещь, честно вам скажу. Помимо общего повествования здесь есть множество разных уникальных комментариев к первым снимкам, биографиям исследователей, по-человечески расписанные технические термины и понятия, раздел «Свидетельства и документы» в конце, где можно узнать, как с помощью фото находили убийцу и что думали о появлении нового искусства Бодлер и Делакруа. В книге около 150 иллюстраций (дагеротипы, гелиографические пластинки, калотипы, отпечатки на коллодии, амбротипы и цианотипы, отпечатки на альбуминовой и солевой бумаге, гравюры, карикатуры), все прекрасного качества. Эта «История» была замечена в «Читай-городе».
«История фотографии с 1839 года до наших дней», Собрание дома Дж. Истмена
Расположенный в городе Рочестер, штат Нью-Йорк (США), Дом Джорджа Истмена — одно из первых учреждений в мире, созданных для изучения, демонстрирования и сохранения фотографий. Открытый в 1949 году в доме основателя компании Eastman Kodak Дом Джорджа Истмена стал первым музеем в Соединенных Штатах, посвященным фотографии и кинематографу. Их «История» — далеко не карманная, это увесистый том почти в 800 страниц. Несмотря на объем, эта работа тоже больше энциклопедического толка, но зато она рассказывает о развитии фото до начала «нулевых». Много здесь об американской фотографии: о снимках в стиле пин-ап, работах Доротеи Ланг во время Великой депрессии в США, о военных кадрах Капы и репортерских документальных работах знаменитого Уиджи. Среди терминов в приложении появляется "моментальный снимок Kodak«.Так же была замечена в нашем «Читай-городе».
«Новая история фотографии», Мишель Фризо
Фундаментальный коллективный труд, в котором усилиями ведущих европейских и американских специалистов, с опорой на современные исследовательские стратегии, сделана попытка переосмыслить традиционные подходы к изучению фотоизображений. Здесь переплетаются и история техники, и научные открытия, и художественно-эстетические течения, а также рассматриваются социологические, утилитарные, иконографические аспекты развития фотографии. Поэтому читать эту «Историю» непросто, но от этого небезынтересно. Тем более что в плане текстового материала она в своем роде уникальна. Вообще книга Мишеля Фризо — это еще и художественный альбом потрясающего уровня! Иллюстративный ряд — более 450 репродукций, тщательно отобранных на материале не только публичных, но и — гораздо менее доступных — частных собраний. Признаюсь, что эту книгу до конца еще не прочла, но перелистываю ее достаточно часто — притягивают и завораживают огромные старинные отпечатки, невероятно красивые фотографии, которые, несмотря на столетия, до сих пор выглядят живо. Полистать и порадоваться искусству фотографии можно в нашей Краевой библиотеке, по крайней мере, электронный каталог эту книгу находит.
Анна Груздева