Есть фотографы, которые поражают. Вначале — снимками, выхваченными, кажется, даже не из фантастического фильма, а из неведомого, скрытого от глаз цивилизации мира. Потом — величием замысла о путешествии. Туда, где выдержит не каждая камера и не всякие ноги. Но больше всего такие фотографы удивляют тем, что открывают древнюю, дикую поэзию мира, от которой, кажется, мы так прозаично удаляемся.
«Снег падает большими хлопьями, и мы идем медленно. Звери все время останавливаются, потому что дышать очень тяжело. Это невероятно крутой подъем, мы на высоте более 5000 метров над уровнем моря».
Когда-то 12-летний впечатлительный мальчуган нашел в книжном шкафу отца книгу о Гималаях, французского исследователя André Migot. Пройдет еще немного и Эрик Валли, французский фотограф и режиссер, на десятилетия посвятит себя путешествиям и исследованию образа жизни людей, обитающих вдали от цивилизации. Валли проведет много лет в экспедициях по труднодоступным местам Гималайских гор, следуя за караванами кочевых племен, живя в домах кочевников и изучая их язык.
«Там, где зачинаются реки, где вечные льды сохранили чистоту вихрей, где пыль метеоров приносит от дальних миров доспех очистительный, — там возносящие сияния. Сюда стремится дух человеческий. Сама трудность горных путей привлекает. Там случается необычное. Там мысль народная работает кверху. Там каждый перевал сулит невиданную новизну, предвещает перелом на новые грани великих очертаний», — писал в путевом дневнике Николай Рерих во время своего путешествия в Гималаи.
Эрик Валли посвятил более 20 лет своему фотографическому путешествию по разным уголкам мира, но Гималаи, конечно, стали его особой точкой на карте. После первого путешествия в Афганистан, в 1973 году фотограф отправился в Непал. Его первая книга «Жангму: Между Непалом и Тибетом» во многом была открытием. Но настоящей редкостью в мире фотографии стала его история «Охотники за медом» — о сложном ремесле непальского племени Гурунги, мужчины которого отправляются высоко в горы, где строят свои гигантские гнезда гималайские пчелы. Stern, Smithsonian, Geo и National Geographic, — только ленивый фоторедактор 90-х не сотрудничал с Валли, которому удалось стать своим в очень закрытом сообществе темнолицых охотников на пчел.
В 1999 году Эрик Валли снял художественный фильм «Гималаи», параллельно французское издательство La Martiniere выпустило и одноименный альбом. Картина в 2000 году была номинирована на «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке», а также взяла несколько статуэток от «Сезар».
«Во время съемок фильма мы попали в сильнейшую пургу на высоте 5500 метров. Нас было пятьдесят человек с сотней яков. Палатки рухнули под тяжестью снега. К счастью, мы были в безопасности от лавин, грохотавших вокруг. Три дня мы ждали, пока погода стабилизируется, — писал Эрик в книге, — сегодня утром было так холодно, что я все еще в моем спальном мешке. Вдруг я услышал крики и рев: на другой стороне реки караван молодых яков спустился по склону. После медлительных переходов, которые часто длятся несколько дней, их бег был полон дикой радости. На мгновенье молодой пастух поднял руку, а я снял фотографию».
Фотографии Валли — настоящая поэзия, большое сказание о грубой, тяжелой и по-своему счастливой жизни людей, живущих в горах. Его снимки — без надуманного лоска и композиционной акробатики — живые и реальные, наполненные дикой, необтесанной красотой и силой. В них и история самого Эрика Валли, занесенного в снега, к вершинам не на месяц — на годы. Все это поражает.
Анна Груздева