Насколько уровень текучки в наших компаниях отличается от зарубежной практики? Сколько ТАМ «принято» работать на одном месте? Разбираемся.
Безусловно, уровень текучки кадров в России выше, чем за рубежом: средний срок работы в одной компании у нас составляет 2-3 года. В США, где работодатели активно поощряют подчиненных морально, сотрудники низших и средних звеньев остаются на одном месте 7–8 лет. Ситуация же в Японии, где в одной фирме трудятся семьями до пенсии, уже стала притчей во языцех.
При этом в различных профессиональных отраслях разный уровень текучки кадров. «Лидерами» являются компании, занимающиеся системной интеграцией: доля уволившихся и уволенных сотрудников в них может составлять до 40%. Достаточно высок может быть уровень смены кадров, например, в дизайнерских бюро. При этом, большой процент уволившихся с завода не может не вызвать тревоги у руководства.
Чем же вызвана текучка кадров в России?
Во-первых, довольно долго смена работы была единственной возможностью продвинуться по карьерной лестнице и получить повышение зарплаты. Во-вторых, советская система не особо располагала к смене сферы деятельности, и, почувствовав в 90-е годы свободу, многие стремились попробовать себя в разных областях. Наконец, культура работодателей действительно до последнего времени была низкой. Только сейчас компании начинают заниматься hr-брендингом — активно работать со своей репутацией в глазах сотрудников и соискателей, удерживая и привлекая их. Иностранные компании пока опережают российские. Анализ анкет номинантов Премии «HR-БРЕНД ГОДА» выявил, что иностранные компании больше заботятся о создании комфортных условий для работы сотрудников. Например, в иностранных компаниях чаще организуют для сотрудников питание (в том числе чайно-кофейный стол), удобный график работы, спортивный зал в офисе, массаж, душевые кабинки, парковку для машин работников компании.
Иностранные компании чаще предоставляют медицинскую страховку, пенсионное страхование, медицинское страхование для ближайших родственников, автомобиль от компании. Однако, этот разрыв с российскими компаниями не достаточно высок. Оплату мобильной связи включают в соцпакет 91% российских компаний и 92% иностранных, медицинскую страховку 79 % российских и 96% иностранных. Что касается предоставления автомобиля, то здесь явный перевес в сторону иностранных компаний 25% против 13%. При этом больший процент российских компаний обеспечивает выплаты при рождении ребенка.
Сегодня ситуация медленно, но верно начала меняться: например, в 2012 году в России первые два места в рейтинге лучших работодателей заняли иностранные компании, но вот третье место получила компания МТС.
В следующем выпуске предлагаю поговорить о «цене» женской карьеры. До новых встреч!
Елана Таращук, руководитель пресс-службы представительства HeadHunter по Сибири