Ну, что – старт фестивалю «Звучание немецкого немого кино», организованного Красноярской краевой филармонией совместно с Европейской кинофилармонией, был дан знатный: в субботу «Берлин: Симфония большого города» Вальтера Руттманна грянул так, что ого-го.
Наш симфонический оркестр (на котором я, как бы ни было стыдно в этом признаваться бывшему сотруднику филармонии с полуторагодовым стажем, оказался впервые) под управлением директора Европейской кинофилармонии грянул громкой, звучной и чудовищно интересно устроенной музыкой Эдмунда Майзеля, написанной специально для фильма Руттманна. Я именно с этим сопровождением смотрел «Берлин» в первый раз, и тут как-то отчётливо стало понятно, что с никаким другим я его уже больше смотреть не буду – эта музыка и этот фильм идеально дополняют друг друга, никаких других вариантов тут больше быть не может. И поразительно вот что – и фильм, и музыка, сделанные восемьдесят шесть лет назад, воспринимаются поразительно современно.
У Руттманна – резкий, стремительный, дерзкий монтаж; фильм будто втягивает тебя в своё собственное пространство этой чередой набрасывающихся на тебя образов, самых разных – ярких, могучих, страшных, смешных, индустриальных, уличных, развлекательных, прочих. А музыка Майзеля при этом фантастически реагирует на эту стремительную смену образов – дробный разогнанный марш, отвечавший за картину прибытия поезда, сменяется нарастающей дрожью предрассветных струнных, внезапно всплывают мимолетные призраки джаза, всё замолкает, оставляя только тревожный звон тарелок, в общем, происходит постоянная смена звучания, которая очень бодрит. Редкое современное кино в кинотеатре удаётся смотреть вот так с открытым ртом, как «Берлин: Симфонию большого города» - это правда было замечательно. Не забываем, что фестиваль только начался – впереди ещё два показа, «Приключения Принца Ахмеда» 27 апреля и «Кабинет доктора Калигари» 25 мая. Уже предвкушаю.
Сергей Мезенов