Главная
>
Статьи
>
Игры разума

Игры разума

07.05.2013
4

«Playtime – мифология видеоигр» – одна из самых необычных выставок, которые могут быть в музее: с порога, приехав на четвертый этаж и войдя в белые залы, встречаешься с висящей на стене электроникой. Повсюду экраны, транслирующие фильмы, повсюду наушники, повсюду геймпады. Над головой висят светящиеся указатели-лайтбоксы. Сначала кажется, что ты сам попал в какую-то игру. Потом, что эта выставка о видеоиграх. На самом деле, название отражает суть – это именно мифология видеоигр. А то, что дети (или совсем не дети) могут заодно поиграть и почувствовать не только визуально, но и ручками-ручками другую реальность, только добавляет интерактивности.

Нужно хвалить КМЦ: кроме того, что с 1 мая режим работы музея стал, наконец, человеческим (присмотритесь внимательно, теперь в четверг и пятницу можно ходить по вечерам), так еще и открытие выставки было, что называется, «настоящим». Кроме классических вступительных слов, для пришедших провели часовую экскурсию – сделал это директор швейцарского музея, откуда всю мифологию привезли. Экскурсовод много раз подчеркивал, что выставка не про игры. Залы делятся на четыре логичных блока. Первая часть о правилах игры, которые человек, будучи вовлеченным в игры, принимает как данность: никого не заботят грибы из Супер Марио, пока существуешь в пространстве Супер Марио. Как и фигуры из тетриса, пока они не оказываются сваленными на полу завода. Как только что-то пересекает границы вымышленного и вступает в человеческое, жизненное пространство, это становится абсурдным. Игра выглядит странной только в глазах того, кто смотрит извне.

Следующая вторая часть – «география игры», о пространственном измерении: так, раньше существующая как двухмерная, игра меняет свою суть, будучи перемещенной в циклическое, объемное пространство. Или выставленный макет поля, где движутся герои игры (забыла какой), ощущается как незнакомый всеми, даже теми, кто играл в неё – хотя это примерно как ощущение чужеродности карты города с улицами, по которым ходишь каждый день. С улицами, кстати, тут тоже экспериментируют – достаточно приложить палец к устройству, которое считает твой отпечаток, и компьютер по образу и подобию линий создаст город, по которому можно будет двигаться, буквально: двигаться по собственному, уникальному отпечатку пальца.

Третья часть выставки, «Тело и ум», про аватары, то есть о связи игроков с теми, кто их физически представляет в игре. Здесь можно, например, встать перед экраном и каждый раз, когда закрываешь глаза, будет появляться новое искажение твоего лица. «Нападение на реальность» - это проект, представленный короткометражными фильмами о том, что видеоигры могут входить в городскую среду: художникам было предложено подумать над тем, как это возможно. Кроме этого, на одной из стен – краткая история пространства видеоигр. Начинается с Pac-Man, где лабиринт никогда не меняется, даже если достигаешь следующего уровня. В следующих видеоиграх уже появляется видение пространства от лица героя, затем – герой передвигается у тебя перед глазами в пространстве замка, и уже замок тоже становится героем, как бы запрещая открывать одни двери и впуская в другие. Завершается все известной GTA 4, особенно ругаемой за кровожадность. Пока экскурсовод рассказывает, какой-то мальчик успевает переехать пешеходов на своей машине.

Впрочем, игры не только про насилие, и не только от видеоигр все зло этого мира: в центре зала шесть стоек с «умными» играми, где, например, можно заняться перераспределением еды в странах третьего мира. Или представлена игра, суть которой заключается в придумывании стратегии для подводной лодки. Это вообще невероятно, но США придумали эту игру для того, чтобы в режиме online все придуманные игроками стратегии поступали на специальной сайт и затем использовались в работе реальной подводной лодки: коллективный разум в действии.

Есть еще фильмы про так называемых «фермеров», которые в игре World of Warcraft продают улучшенное оружие; или – история трансформации геймпадов под стеклом (напоминают пришпиленных иголками к бархату бабочек); или экран игры, где от прикосновения руки зажигаются лампочки; или много чего другого.

Выставка будет работать до 30 июня.

Рекомендуем почитать