На прошедших выходных завершил свою работу, пожалуй, главный киносмотр мира — Каннский кинофестиваль. Давайте посмотрим на то, какие фильмы были там представлены.
«Золотая пальмовая ветвь» ушла французской картине «Жизнь Адели» Абделлатифа Кешиша, автора прекрасного фильма «Кускус и барабулька». Это такая трёхчасовая история взросления и нахождения себя 15-летней девушки Адели, в первую очередь в контексте её первого сильного чувства к художнице Эмме (международный вариант названия «Синий — самый тёплый цвет» объясняется тем, что у Эммы синие волосы). Большинство журналистов, освещавших фестиваль (не только русских, отметим), о возможной победе Кешиша стали хором говорить сразу же после показа — так что, видимо, фильм и правда производит сильное впечатление. Трудно, конечно, сейчас предполагать, какие прокатные перспективы могут быть в России у трёхчасового эпоса про лесбийскую любовь (в котором довольно много весьма откровенных сцен) — но, надеюсь, «Золотая пальмовая ветвь» ещё достаточно сильный бренд, и «Жизнь Адели» мы когда-нибудь увидим.
Гран-при — у «Внутри Льюина Дэвиса» братьев Коэн, их нью-йоркской фолк-баллады про певца-неудачника. Про Коэнов вроде бы нам традиционно всё ясно — перфекционисты, у которых каждый фильм выверен по миллиметру; но в последнее время они стали работать как-то особенно сильно, и здесь, судя по всему, такая же история.
Лучшим режиссёром был признан мексиканец Амат Эскаланте за фильм «Хели», мрачную и жуткую историю про преступность и наркотики в мексиканской провинции. Лучший сценарий — у «Прикосновения греха», кровавой истории про месть и несправедливость в нескольких новеллах, нового фильма китайца Цзя Чжанке, автора прекрасного «Натюрморта». Лучший актёр — Брюс Дёрн, сыгравший в «Небраске», новом фильме Александра Пэйна («Потомки», «На обочине», «О Шмидте», «Выборы»), чёрно-белом road movie о путешествии, которое предпринимают взрослый сын и пожилой отец (как раз Дёрн), которые не очень-то ладят. Лучшая актриса — француженка Беренис Бежо («Артист»), сыгравшая в «Прошлом» иранца Асгара Фархади, сделавшего себя имя пару лет назад фильмом «Развод Надира и Симир». Специальный приз жюри — «Каков отец, таков и сын», прозрачная семейная драма хорошего японского режиссёра Хирокадзу Кореэда.
Приз в конкурсе «Особый взгляд» ушёл «Пропавшей картине» камбоджийца Рити Пана, мощной и страшной документалке о временах режима Красных Кхмеров. «Золотая камера» за лучший дебют ушла фильму из Сингапура, впервые в истории Каннского фестиваля — «Ило Ило» Энтони Чена.
Из фильмов, которым не досталось никаких призов, но которые важно обозначить, показали ещё вот что.
«Только Бог простит» Николаса Виндинга Рефна и «Элитное общество» Софии Копполы, которые все более-менее дружно разругали (первого — за то, что у него там сплошной визуальный стиль и ничего больше, вторую — за то, что сатира у неё слишком поверхностна и мелковата).
«Выживут только любовники» Джима Джармуша, которые вроде бы трогательные, смешные и очень хорошие, хотя и снова одно большое размышление про культуру, как и «Пределы контроля» (только в этот раз в виде международной меланхоличной комедии про вампиров и искусства, а не отмороженного экзистенциального триллера про убийцу).
«Венеру в мехах» Романа Полански, вторую подряд переработку театральной пьесы в карьере режиссера — тут Маттье Амальрик и Эммануэль Сенье играют режиссера и актрису, у которых прослушивание превращается в сложную психологически-сексуальную игру из тех, о которой группа Depeche Mode когда-то сочинила песню «Master and Servant». (Отзывы довольно прохладные).
«Боргман» голландца Алекса ванн Вармердама, социально-психологическую драму про бомжа, который внедряется в семейство зажиточных буржуа и начинает ими всячески манипулировать (русская критика в восторге).
«Иммигрантка» Джеймса Грэя, про то, как Марион Котийяр в конце 19-го века приезжает из Польши в Нью-Йорк и оказывается в центре любовного треугольника между хозяином борделя (Хоакин Феникс) и фокусником (Джереми Реннер). Общий консенсус — очень красиво, но слишком уж неторопливо (и неврастеничного Хоакина Феникса мы уже слишком часто видели).
Также показали «Кровные узы» Гийома Кане, криминальный эпос про 70-е с участием Клайва Оуэна и Милы Кунис (отзывы довольно прохладные), «Сволочей» Клер Дени (критика традиционно в некотором недоумении), «Слепого детектива» Джонни То (вроде бы очень смешно и круто), а также «Пляску реальности» великого сюрреалиста Алехандро Ходоровски, первый его фильм за 23 года. Про «Пляску» говорят, что это такой его «Амаркорд» — автобиографическая история, регулярно уезжающая в магический реализм. Под это дело заодно решил пересмотреть старые его фильмы — чего и вам желаю.