Пекинский фотограф Ван Фучунь родился в 1943 году в Харбине. После службы в армии он, по примеру старшего брата, пошел работать на железную дорогу. Поезда и пассажиры так очаровали его, что Фучунь взял в руки фотоаппарат и начал снимать. На протяжении 1970-х годов Ван запечатлел удивительный мир железной дороги в Китае.
К 1984 году талантливый китаец стал настоящим профессионалом и уже не представлял свою жизнь без фотоаппарата в руках, но работу на железной дороге не бросил. До сих пор он совершает два-три путешествия в месяц, прохаживаясь с камерой по вагонам. За несколько десятилетий в «копилке» Ван Фучуня собран целый архив истории развития китайской железной дороги: «Паровозы Китая», «Черная земля» и «Маньчжурский тигр». Но самая известная, конечно — «Китай в поезде».
«Я люблю поезда, железную дорогу, железнодорожников и пассажиров. Всякий раз, когда я еду поездом, чувствую себя как дома».
Эти, слова, кажется, — самая лучшая рецензия на эту дорожную историю.
Куратор одной из выставок фотографа писала, что «серия „Китайцы в поезде“ — проект во многом метафоричный, символизирующий перегруженный Китай, где люди не имеют цели и не знают, куда они идут, но каждый из пассажиров должен проявить всю силу воли, чтобы завершить свою одиссею».
Отчего-то Ван Фучунь не слишком известен, но его «Китай в поезде» — прекрасная репортажная работа, яркий пример классики жанра в фотографии. Сравните, к примеру, эти снимки с серией Марины Маковецкой о таджиках в поездах «Дорога домой», занявшей первое место в конкурсе «Меньшинства» в этом году. И поймайте себя на ощущении, какие снимки хочется пролистать еще раз, а какие — нет.
Во всей этой железнодорожной сутолоке Ван Фучуня чувствуется потрясающее вдохновение фотографа! А человеческая близость, которой он достигает большими китайскими семействами, влюбленными парочками, жующим, молящимся и смеющимся китайским народом, поражает. Фучунь в каждом вагоне — свой, потому что и не пытается притворяться чужаком, нажимая на кнопку. И эта короткая дистанция делает и нас пассажирами шумного китайского поезда, в котором сливаются воедино плач детей, звяканье ложек и обрывки разговоров.
Датский фотограф Ян Граруп, победитель World Press Photo в этом году, недавно в интервью сказал фотографам:
«Мой самый главный совет — слушайте свое сердце. Если вы будете снимать историю без эмпатии, у вас ничего не получится. Зритель сразу почувствует фальшь. Только время, проведенное в месте съемки и с героями, только общение и взаимодействие, только помощь и сочувствие помогут вам сделать настоящую историю».
Анна Груздева