В последние годы многие современные фотографы сосредоточились на наблюдении за быстрой индустриализацией в Китае: стремительным ростом городов, бумом промышленности, ростом населения... Но независимый фотограф Чжан Сяо отходит от тенденций и обращает свое внимание на изменения в прибрежных районах Китая.
Его работа «Береговая линия» отображает тонкие и сюрреалистические моменты жизни на берегу моря. «Мои снимки — это сцены из реальной жизни, хотя они как будто находятся за пределами нашего воображения», — рассуждает он.
Чжан Сяо задумал серию в 2009 году, когда начал работать в Chongqing Morning Post. Его влекло к океану, фотограф был буквально охвачен желанием нажимать на кнопку всякий раз, когда с побережьем происходили какие-то изменения. Привязанность Чжан Сяо к морю живет с детства: он родился в приморском городе Яньтай, который гордится тем, что протяжённость берега там около 25 миль.
«Жаль, что я редко бывал на берегу моря в детстве, но любовь к воде все равно хранится в глубине моего сердца. Море — это начало жизни и мечты».
«Береговая линия» не просто отображает приморский ландшафт Китая, она глубже. После тридцати лет экономических реформ, быстрого темпа экономического роста и урбанизации на восточном побережье, эти прибрежные районы стали центром Китая и даже мира. Они — окно в мир.
«В то время как быстрая урбанизация непрерывно развивается, рост духовной жизни людей замедляется, что приводит к стагнации, — пишет Аrtdaily. — Изображения Чжана отображают эти интенсивные конфликты, скрытые в повседневной жизни прибрежных городов. Его образы приморского пейзажа часто перекликаются с причудливыми искусственными объектами или сооружениями, с людьми, выполняющими разную случайную работу».
Действительно, Чжан Сяо смотрит на побережье не как на место отдыха, а как на часть жизнь жителей небольших городов: на море приходят купаться и рыбачить, рядом с морем живут и женятся, выгуливают скотину и катаются на велосипедах. Поэтому «Береговая линия» смотрится не как набор открыток (хотя песочно-голубой цвет снимков делает реальность привлекательнее, чем она есть на самом деле), а как зарисовка об одомашненном морском берегу, о тихой и непростой жизни очень разных китайцев. В какой-то момент даже кажется, что фотограф и вовсе показывает тебе снимки из своего инстаграма, так они очаровательны и на первый взгляд непритязательны. Ведь при всем желании показать изменения в современном Китае, Чжан Сяо, по его словам, все же в первую очередь пытался найти внутреннее сердце своей родины.
Анна Груздева