В кратком релизе к заключительной, четвёртой, части душераздирающей истории про подлежащее и сказуемое было заявлено, что сегодня речь пойдёт о числительных. Да будет так.
Вопрос о согласовании сказуемого с подлежащим, в состав которого входит числительное (сюда же отнесём слово несколько), может решаться аналогичным, описанным в предыдущих сериях, образом, т.е. сказуемое может стоять как форме единственного, так и в форме множественного числа. В данном случае также неплохо было бы вспомнить о том, что сказуемое может выражать активное и пассивное состояние субъекта повествования. За примерами обратимся к классикам.
«Заговорили сначала несколько человек туманно и нетвёрдо», — сообщает нам А. А. Фадеев. Пусть туманно и нетвёрдо, зато заговорили. Сами. А значит, подлежащее будет стоять в форме множественного числа. «Умерло от удара ещё три человека», — заключает Л.Н. Толстой. В данном случае сказуемое обозначает скорее состояние, нежели активное действие, и потому употребляется в форме числа единственного.
И в заключение ещё немного грамматических тонкостей от Розенталя. Форма единственного числа сказуемого также может указывать на совместность действия: Пять солдат отправилось в разведку (т.е. группой), а форма множественного — на раздельное его совершение: Пять солдат отправились в разведку (и у каждого было собственное задание).
Вот сколько нам открытий чудных готовят просвещенья дух и русская грамматика. Конечно же, одними этими четырьмя пассажами не исчерпывается вся сложность и многогранность взаимоотношений «количественного» согласования подлежащего и сказуемого. Но я попыталась рассказать о самых притягательных и сладостных его аспектах. Занавес.
Кира Онипко
Число и согласование. Драма в IV действиях. Действие I