Главная
>
Статьи
>
Культура
>
Мой Ренессанс — мы открылись

Мой Ренессанс — мы открылись

27.08.2013
2

Наконец-то вести из КанскаНу, наконец-то — есть минутка сесть и написать, что тут творится в Канске, на 12-м международном Канском видеофестивале.

Простите за долгое молчание — тут, как всегда, всё происходит чрезвычайно интенсивно, нет ни минутки не то, что сесть и вдумчиво про всё написать, а тупо выдохнуть некогда. В субботу была выездная «Репетиция», там я всё организовывал и играл в том числе, в воскресенье — открытие, на котором я третий год подряд играю роль Человека в Костюме, а в понедельник, когда как раз предполагалось немножечко отдохнуть, грянула традиционная эпическая экскурсия в соседний Дзержинский район, откуда всегда возвращаются за полночь (зато абсолютно родными друг другу людьми).

В этот раз, кстати, обошлось без катания на лошадях по лесу, зато нас свозили в умиротворенный психоневрологический интернат, расположившийся на адски красивом озере Улюколь, вокруг которого, кстати, имеются курганы с захоронениями времён каменного века, а потом катали на лодках и парили в бане. Иностранные гости, узнав, что весь материал тура готовят в Дзержинском районе безо всякой помощи фестиваля, чудовищно растрогались и стали массово грозиться вернуться туда с детьми. Затея имеет смысл — в следующем году нам пообещали сводить гостей по экотропам наблюдения за какой-то особой косулей — символом района. Магнитик на холодильник с нею у меня уже есть.

По творческим программам пока много отчитываться, к счастью, не нужно — жалко, правда, что в понедельник в поездке пропустили старт замечательной программы документальных фильмов о музыке. В любом случае, пока с нами случилось ровно два крупных творческих переживания — это «Репетиция» и открытие. Про «Репетицию» мне по причинам полной вовлечённости говорить сложновато, так что ограничусь вот чем — израильтяне Oy Division отлично раскачали народ, заставив всех танцевать и водить хоровод, а девушки из танцевальной лаборатории ViewPoint космически, божественно невероятны. Также хотелось бы отметить настоящую самоотверженность группы «Глаза снега», не просто выступивших в Канске, несмотря на внезапные изменения в составе в последний момент, но и положивших в процессе на алтарь искусства два личных телефона. Песня про боярышник, кстати, предсказуемо стала канским хитом — её попросили исполнить на бис.

А на открытии выступал Псой Короленко с парнями из Oy Division — они представляли материал своей второй совместной пластинки, который вживую до этого слышали только на презентации альбома в Москве. Материал отличнейший — Oy Division дают зажигательнейших еврейских плясовых (в составе — кларнет, аккордеон, скрипка, контрабас и иногда поющая пила), а Псой поёт и наговаривает иронические тексты, грациозно слепленные из великого множества источников. В народную еврейскую песенку (в свою очередь основанную на русской народной) вторгается ироничный русскоязычный рэп, обыгрывающий содержание «Этики» Алена Бадью, звучит стишок про еврея, пытающегося преодолеть своё еврейство, популярная еврейская песня про любовь ловко сходится с песней Аркадия Северного.

В каждой песне случается удивительное межкультурное столкновение, но штука вот в чём — совершенно необязательно знать, кто именно написал англоязычную песню «Love Lays Low», перепеваемую коллективом, и каким образом в её русскоязычной версии «Любовь есть зло», сочинённой Псоем, отображаются некоторые из идей Славоя Жижека. Вся эта закадровая смысловая эквилибристика, конечно, добавляет песням перцу, но не определяет их целиком — они вполне исчерпывающе выражают сами себя мелодически и музыкально. То есть, когда в «Эх вэл зайн» закипает зажигательное инструментальное варево из духовых скрипок, а вокалисты отвечают ему хоровым «Ой вэй!» в припеве, или когда коллектив хором затягивает потрясающе красивую песню «Отчего душа упала», решительно всё равно, какие у всего этого источники — важнее то, что здесь и сейчас всё это так хватает за душу, что хоть плачь.

В Канске к тому же с Псоем и Oy Division на сцену выходили канские танцоры и народный коллектив «Яблонька» — поэтому когда, например, в песне «Dicunt» русскоязычный припев со словами «А я хочу твои руки держать, руки держать, руки держать» подхватывался мощными народными голосами «Яблоньки», всё происходящее окончательно скатывалось в какую-то счастливую мультикультурную галлюцинацию. Так не бывает, думалось, глядя на эту сцену, потому что не бывает никогда и нигде — ну разве что вот в Канске, и то только один раз.

Такие дела. Сегодня всё начинается по-настоящему — запускается международная конкурсная программа, поэты на площади устраивают перформанс, французы запускают в аэропорту кино прямо на небе. Ну, а мы продолжаем всё это впитывать, впитывать, впитывать — и пытаться переводить потом в понятные вам слова. Как читал Короленко в одной из мощнейших песен открытия «Эх-люли-люли-2», той самой, что по мотивам Бадью, «Продолжай идти, продолжай идти, хотя другие есть пути, продолжай идти». И действительно.

На связи, ваш собственный канский корреспондент,
Сергей Мезенов,
фото: vk.com/repetisyon 

Канский видеофестиваль-2013: краткий гид

Рекомендуем почитать