Вчера посмотрела любопытный фильм Франсуа Озона «В доме» — литературный насквозь (само собой — экранизация), при этом очень реалистичный. И как-то сразу задумалась: а всегда ли писатель — это шпион, подглядывающий истории для своих книг?
У Достоевского чувствуется это подглядывание, у Набокова оно становится даже каким-то формальным приемом, но есть же книги, в которых совершенно нет места для творческого шпионажа, где автор «не досмотрел» героя, не понял его до конца. Хотя что-то я не могу привести примеров.
Случалось, что писатели на самом деле были шпионами, по профессии. В википедии есть целый список таких, только под эту формулировку не все подходят, Грибоедов вовсе, а Дениса Давыдова правильнее назвать разведчиком, кстати, о нем и его семье можно почитать здесь. Автор «Робинзона Крузо», поговаривают, был главой будущей МИ-6, а Джон Ле Карре написал книгу о своем ремесле: «Шпион, выйди вон», но мой любимый роман у профессионально подглядывающих писателей — «Тихий американец» Грэма Грина, метафора таких разных взаимоотношений американцев и англичан с Азией в этом тексте кажется хоть и очевидной, но очень красивой.
А какие книжные истории кажутся вам подсмотренными?