Несколько фильмов из недавно просмотренного в телеграфном режиме.
Самолёт президента
Чудесное полотно конца 90-х про то, как героический президент США (Харрисон Форд) борется на борту собственного самолёта с террористами из, кхм, Казахстана под предводительством Гэри Олдмана. Несмотря на некоторую понятную клюквенность истории (казахский террорист нападает на президента США прямо в его самолёте ради «матушки-России» — я вас умоляю) и пару вытекающих отсюда проблем вроде попыток Олдмана разговаривать по-русски (непонятно ни черта) — в основном довольно внятный, смешной и местами по-настоящему мощный боевик. Форд расстреливает террористов из автомата и укладывает фирменным хуком справа, Олдман психует, администрация президента в отсутствие президента немедленно принимается делить власть, у русского президента фамилия Петров. Спецэффекты по нынешним меркам довольно смешны (со схожими чувствами пересматриваешь сейчас какой-нибудь «День независимости»), но ритм держится крепко, а в финале есть по-настоящему мощная сцена воздушного спасения с самолёта на самолёт.
Собутыльники
Меланхоличная мелодрама про любовь на пивзаводе. Оливия Уайльд — лицо и пиар-двигатель небольшого, но активно развивающегося пивзаводика, а Джейк Джонсон — её коллега, работает на производстве; они вместе обедают и выпивают по вечерам после работы. Между ними присутствует настоящая химия, однако и у него, и у неё есть партнёры. Однажды они в честь такого дела поедут все вчетвером вместе отдохнуть — и с этого начнётся новый поворот этой истории. «Собутыльники» сделаны товарищем Джо Сванбергом, важной фигурой такого супер-независимого движения в американском кино, известного как «мамблкор» (от слова mumble, бормотать). Суть движения в простом — это копеечные, совсем скромные драмы с абсолютно меланхоличным, практически апатическим настроем; название получено в честь того, что в таком кино не столько говорят, сколько бормочут, причём в самом широком смысле (не только герои, но и авторы, в смысле). «Собутыльники» — история чуть покрупнее, тут как минимум есть целая Оливия Уайльд; но основной настрой фильма всё равно очень меланхоличный. Тут мало что происходит — люди выпивают, разговаривают, вступают в отношения, жалеют об этом на утро (или нет); собственно, всё. Причём Сванберг довольно феноменально удерживается от оценок — он не высмеивает и не драматизирует, он просто смотрит, и всё. И в его умении промолчать — главная (да и, в общем, единственная) сила «Собутыльников»; он так ловко обходит все потенциально опасные места, что будничное кино о будничных отношениях простых людей оставляет тебя в лёгкой взбудораженности. Впрочем, ключевое слово всё равно «лёгкой».
Китайский синдром
Триллер про заговор и коррупцию конца 70-х. Джейн Фонда и Майкл Дуглас играют журналистов, которые приезжают снимать заказуху на АЭС и случайно снимают, как та чуть не грохнула; а у конторы-владельцев вот-вот запустится новая станция, и никакая огласка им не нужна. За 70-е таких вот параноидально-корпоративных триллеров наснимали в огромных количествах — и «Синдром» из них не самый лучший и не самый известный, да ну и бог с ним; это отличное крепкое кино, сделанное на очень высоком уровне. Хотя чего это я, «не самый лучший» — четыре номинации на «Оскар» и приз за лучшую мужскую роль на Каннском фестивале (отличнейшему Джеку Леммону) за красивые глаза не раздают. Режиссёр Джеймс Бриджес снимает фильм практически как документалку — музыки нет вообще, всё вроде бы очень неспешно, но когда начинается атомный кризис, фильм со всей своей тишиной и неспешностью вдруг хватает за горло так, что не продохнуть. Плюс тут очень классно устроены главные герои, которые идут на станцию войной — идеалист среди них только оператор (которого играет известный своим реальным идеализмом Дуглас). Репортёрша же просто устала, что в ней видят только милую причёску (кадр, в котором нам её представляют, практически гениальный), и хочет доказать, что она способна на серьёзные материалы, а сотрудник станции (Леммон) искренне верит в атомную энергетику, но трагически ломается, когда находит нарушения, совершённые собственной конторой. В общем, отличная штука.
Слепой детектив
Джонни То любит полицейских с прибабахами — безумный следователь у него уже был, теперь вот настала очередь слепого. Подход, правда, немного иной — если в «Безумном следователе» развивался скособоченный мрачный триллер, в котором всё происходило по особой иррациональной логике, то здесь, в основном, царит довольно бардачная полицейская комедия. Давние партнёры по многочисленным романтическим комедиям То Энди Лау (в титульной роли) и Сэмми Чун (играет энергичную и быструю, но туповатую полицейскую, которая нанимает ослепшего несколько лет назад героя То найти её давным-давно пропавшую школьную подружку) откровенно валяют дурака, режиссёры и сценаристы То и Вай Ка-фай поддают парку, то заставляя Лау потешно напиваться, то разыгрывая истерические сцены реконструкции давних преступлений. Всё довольно смешно, но как-то немного неряшливо и глуповато (особенно на фоне предыдущей картины То, могучей «Войны с наркотиками») — ровно до тех моментов, пока То с Ваем не заставляют «Детектива» на ровном месте переключаться из комедии в нешуточный мрачный триллер; пара сцен в этом плане сделаны так, что это с лихвой оправдывает все кривляния, что были до этого.