Вы, может быть, слышали об этом случае вандализма — в 80-е в Эрмитаже картину Рембрандта «Даная» облил кислотой какой-то мужчина. Гораздо интереснее мотивов подобного поведения (политический акт, психическое расстройство, что-то еще) оказывается история ее реставрации, затянувшаяся больше, чем на десять лет. Что стало с картиной, вопрос спорный — можно ли считать ее по-прежнему принадлежащей только Рембрандту, или это уже какой-то концентрат чужеродного мастерства — оставим это в стороне и посмотрим на процесс ее изменения.
Картина была написана в 1636-1647 годах, сюжет происходит из древнегреческой мифологии: царю Акрисию предсказали, что он будет убит сыном своей дочери Данаи, поэтому он заключил ее в подземный дом, приставив служанку. Зевс увидел красоту Данаи, проник к ней в дом в виде золотого дождя. Родившийся после этого Персей случайно убил Акрисия. Исследователи долго не могли понять, почему картина называется «Даная», считая это ошибкой документов (никакого дождя, обычно изображаемого на картинах о Данае — Климт, Тинторетто — здесь не было), пока в 1956-62 годах картину, хранившуюся в Эрмитаже, не изучили с помощью рентгеноскопии. Тогда выяснилось, что в глубинах красочного слоя скрывается другой образ Данаи — изменилась прическа, выражение лица, положение рук и ног, освещение тела. Рембрандт изменил картину после смерти жены, придав Данае черты своей любовницы. Тогда же традиционно падающий золотой дождь (капельки охры) был заменен золотистым светом, соответственно взгляд и жест правой руки, сначала устремленные наверх, теперь стали направленными в бок, в сторону источника света.
В 1985 году в Эрмитаже мужчина облил картину серной кислотой и дважды ее порезал ножом. Утраты живописи составили 27%, несмотря на то, что к спасению картины приступили сразу же. Сначала ее сильно промыли водой, держа в вертикальном положении — через полтора часа действие кислоты остановилось. После этого картину укрепили раствором из рыбьего клея и медом, чтобы предотвратить отслоение слоев краски при высыхании. Осетрово-медовый клей применяется в реставрации для того, чтобы укрепить живопись, в случае «Данаи» он еще и нейтрализовал кислоту там, где она могла остаться. Кислота разрушила пленку лака, вступив во взаимодействие с пигментами (свинцовыми белилами, мелом, голубым азуритом), внутри живописного слоя выделялся углекислый газ, «как бы взрывая живописный слой», перемешивая краски.
На следующий день картину обработали дистиллированной водой, кислота обнаружилась только на нижней части рамы, куда она стекала вместе с красками. Когда с авторского холста сняли слои клея, обнаружилось, что он сшит из двух кусков и шов проходит по горизонтали вдоль всей картины. После воздействия кислоты и воды лак стал мутным, поэтому реставраторам пришлось восстанавливать цвет, глубокие борозды от лака заполнили мастикой в цвет тонировки холста. Новый слой лака отделил живопись Рембрандта от последующих махинаций — для того, чтобы реставрация была обратимой, и впоследствии ее можно было изменить.
С помощью колориметра измерили изменения цвета — прибор позволяет не прикасаться к картине (она освещается двумя источниками света, имитирующими дневной и вечерний свет, свет отражается и через линзы попадает в фотоприемник), он с помощью светофильтров позволяет воссоздать усредненную чувствительность человеческого глаза. Цвет на картине сохранился, но изменилась его яркость, которую смогли вернуть при помощи дополнительного слоя лака. Интересно, что в ходе работ в красочном слое обнаружили измельченное стекло, бесцветное или слабоокрашенное. Существует несколько версий, почему художники XVII века добавляли стекло — с одной стороны, такой порошок может давать особенные оптические свойства, делая краски более прозрачными, с другой — способствует быстрому высыханию.
Реставрация закончилась в 1997 году, с тех пор картина висит в зале голландской и фламандской школ в главном здании Эрмитажа, уже под бронированным стеклом.