Главная
>
Статьи
>
Биеннале наукоемкого искусства в Новосибирске

Биеннале наукоемкого искусства в Новосибирске

21.04.2014
1

Новосибирская биеннале «наукоёмкого искусства» проводится второй раз. В ее рамках в город приехал художник и фотограф из Берлина Маркус Хоффман и провел воркшоп по созданию объектов art-science, итоги которого с 10 апреля можно увидеть на экспозиции. Четыре дня длилась образовательная программа, там в том числе красноярские искусствоведы читали лекции и делились опытом. Еще будет программа для детей, и лучший проект получит премию «Яблоко Мебиуса». Искусство сегодня упало в пограничные области, поэтому смежность его с наукой смотрится вполне органично — по крайней мере, не вызывает традиционной фразы «я тоже так могу», потому что — едва ли.

Произведения на выставке поражают монументальностью, пусть даже выращенной в пробирке — всего два зала, один очень темный, на входе встречают манекены-статуи, дальше крупные скульптуры и два видео, шириной в стену. Второй зал больше, светлее, произведения традиционно рассованы по углам и по стенам, некоторые не подписаны, некоторые уже — к середине существования экспозиции — не работают, в рамках остальных движущихся и меняющихся кажутся мертвыми.

Античные статуи, добравшиеся из древности до сегодняшних дней, воспринимаются классически как белые, хотя изначально все они были раскрашены. На эту тему — обитатели углов наукоемкого искусства (Курченко Андрей, Новосибиск, «I. Белое синие красное II. Ессе Номо III. Чёрное золото»)

Курченко Андрей, г. Новосибиск, «I. Белое синие красное II. Ессе Номо III. Чёрное золото»

Включающее сразу множество разных телодвижений произведение: и видео процесса создания, и готовый объект — «Теплота рук» (Налимов Илья, Новосибирск). Смысл заключается в исследовании теплоты, энергии, находящейся в скрытом состоянии, которая выплескивается и расходится, выходя из организма — в виде тепла. Если человек движется, даже совсем немного, мышцы производят тепло, дальше тепло отдается, ровно столько, сколько образовалось. Видео показывает, что художник не только изменяет форму объекта, предавая ему черты человеческого лица, добавляя прическу, но и передает свою энергию, в виде теплоты, вкладывая и обволакивая его собой.

Это уникальное исследование процесса создания, когда художник оказывается напрямую связан с тем, что он делает: токи невидимой энергии, передаваемые с помощью рук пластилину, становятся не только осязаемыми для художника, но и видимыми для зрителя.

3 «Теплота рук», Налимов Илья, г. Новосибирск

Не менее интересный объект для разглядывания — «Поляризация света» (Лукин Семен, Красноярск), сделанный из клейкой ленты, стекла, поляризационных фильтров на фоне ЖК-монитора. В частно-научном смысле работа интересна вниманием к окружающим человека вещам: стекло обклеено скотчем (оптически активное вещество), когда на него падает свет от жк-монитора, из-за разности угла можно наблюдать разные оттенки цвета — но видно их только через поляризационный фильтр. Объект имеет большой успех у детей — и не зря, можно создать собственный рисунок на каждом подвешенном на веревку стеклышке, лепить квадраты или что-то сложнее. С общечеловеческой точки зрения ясно, что все это не только про физику, но и про разность взгляда, которая обеспечивается углом зрения, исходными данными (от производителя клейкой ленты тоже зависит цвет), желанием смотреть или изменять. Произведение существует и просто так, ошметками скотча на фоне экрана, но преображается только под взглядом через фильтр — невероятные ощущения от видимости того, что невидимо.

4 «Поляризация света», Лукин Семен, г. Красноярск

4 «Поляризация света», Лукин Семен, г. Красноярск

Еще одна увлекательная штука — «Градоединица» (Наташа Шварц, Вугар Кулиев, Новосибирск) — сделана в виде макета, подвешенного в воздухе: на горизонтальной фанере выдолблены дырки в форме филлотаксиса (принцип листорасположения у растений), в дырки вставлены пробирки, в пробирки помещены кусочки растений. В каждой пробирке одновременно уникальный мир и типичный объект, похожий на все остальные — из одной клетки растения при помощи клонирования можно вырастить целый лес. Авторы произведения говорят — почему бы не вырастить город. Пробирки проникают под фанеру, углубляясь, и этот плавучий остров с законсервированными растениями упорядочен человеческим сознанием как дома в городе.

6 «ГРАДОЕДИНИЦА», Наташа Шварц, Вугар Кулиев, г. Новосибирск

6 «ГРАДОЕДИНИЦА», Наташа Шварц, Вугар Кулиев, г. Новосибирск

Одно из достоинств экспозиции — она небольшая, и в середине не случается перегрева многочасового потребления искусства. По стенам развешаны задокументированные при помощи разной техники воркшопы — с помощью фотографии (кактусы, резиновые перчатки в «Без названия» Бутковской Ирины, Новосибирск), фотодокументации перформанса («Взрыв» стола, жаль не видео). И сделанные при помощи маркера рисунки в виде зарисовок и комиксов (забавные — «Воркшоп», Овсюк Никита, Новосибирск), перед ними как библия лежит записная книжка, которая при пролистывании тоже оказывается в этих рисунках, сценах, облаках со словами, записанными мыслями.

Воркшоп, Овсюк Никита, г. Новосибирск

Алексей Мартинс: «Настоящее искусство должно бить и уничтожать»

Рекомендуем почитать