Библионочь, которая не совсем ночь, прошла на прошлой неделе, в том числе на площадке Красноярского художественного музея имени Сурикова.
Там, кроме игр, чтений, вечерних платьев и настойчивых пожеланий смотреть иконы, была возможность полистать или почитать книги из библиотеки музея. Доступные обычно только научным сотрудникам музея книги разложили на трех столах в зале между картинами. Они оказались не очень старыми, изданными ближе к нулевым, в основном обычными альбомами. Моне, Брюллов, Тициан, Рембрандт, неожиданно мало Сурикова. Некоторые выбивались из общего ряда — например, альбом о тюменских коврах, которые до сих пор можно встретить в некоторых домах. Не все издания хорошего качества, которое ожидаешь встретить в книгах из запасников, большинство похоже на классические альбомы — под небольшого формата картинами даны пространные комментарии.
Самой интересной находкой стали две книги о творчестве Александра Дейнеки — «Монументальное искусство. Скульптура» и «Живопись». Первая — про скульптуры и фрески, чуть ли не двадцать страниц посвящены потолкам и стенам станции метро «Маяковская», где летчики, самолеты и облака, собранные из мелких квадратиков, повторяются в разных вариантах полета. Издание «Живописи» вообще какое-то сумасшедшее — внутри есть каталог, есть небольшого формата картины и внезапно открывающиеся развороты. Один фрагмент одной картины занимает четыре листа в развороте, следующий разворот — ее продолжение, и так несколько штук подряд. На них женщины бегут, мужчины в военной форме бредут, есть целая панорама лиц, крупных, смотрящих прямо на зрителя. Кажется, что их рисовали с кого-то одного, с одной женщины и одного мужчины, даже детей — какое-то предельное советское равенство.
К сожалению, библиотека музея закрыта для посещения, но, может, музей когда-нибудь еще покажет эти книги. По сути — это действительно уникальная возможность полистать книгу, которую за десять тысяч рублей вряд ли сможешь себе позволить.