Савва Ревич, истосковавшийся, что заметно, по хорошим и разным актерским работам, поставил хорошую и разную пьесу американского драматурга Эдварда Олби «Что случилось в зоопарке?». Пьеса по духу абсурдистская, по форме легкая, игровая и с равным успехом может быть представлена как мизантропическим гимном нашему безумному миру, так и трагикомической нелепицей о чудаках и их способах постижения жизни. Поставил он её не в своем театре, потому что ТЮЗ потихоньку уносит от содержательной классики куда-то в актуальную эстетику; впрочем, бог с ним, с ТЮЗом — как остроумно замечает Олби, иногда человек должен сделать большой крюк в сторону, чтобы верным и кратчайшим путем вернуться назад. Спектакль идет на небольшой аккуратной сцене, спрятанной в лабиринтах правобережной Каменки — без помощи специально обученного человека не найдете.
Грубо говоря, для этой пьесы в плане сценического инвентаря требуется немного — два артиста, хорошо выстроенный свет и скамейка парковая, одна штука. На скамейке — некий Питер, интеллигентный, мало чем примечательный сотрудник литературного издательства, который уже много лет, в урочный час, читает здесь книжки: вероятно, отдыхает от коллег, жены, детей, кошек, попугайчиков и всего прочего, чего у него с избытком в его спокойной, твидовой жизни. Питер — это Анатолий Кобельков; настороженный, громкоголосый, добродушный, спокойный скорее не в силу крепких нервов, а от непонимания, как себя вести в необычной ситуации. Напротив скамейки (а также за ней и, в конечном счете, тоже на ней) — Джерри, неряшливый, диковатый тип с явными проблемами в социализации; он однажды пошел через Централ-парк на север, и шел так, пока не встретил Питера и не решил рассказать ему, что же именно сегодня случилось в зоопарке.
Джерри играет сам Ревич — играет яростно, как две роли за один раз, сопровождая какой-то хитрой пластической зарисовкой каждую реплику своего персонажа; все время кажется, что этот азарт вот-вот выбросит артиста из седла, но этого, по большей части, так и не происходит. У Ревича Джерри — одинокий Джерри, в каморке которого на стене висят две пустые рамки без фотографий, а в парадной ждет единственный друг, и тот — злобный хозяйский пес — герой скорее сумасшедший, нежели чем чудаковатый. Вероятно, он слегка более агрессивен и опасен, чем следует, и тем удивительнее, что его обескураженного собеседника не сдувает со скамейки раньше срока под напором путаных историй. Кроме того, он совсем не смешон (это очень хорошо, потому что избавляет постановку от легкомысленной пошлости), хотя иногда и умудряется превращать в шутки, казалось бы, проходные реплики; также в намерения режиссера явно не входило показать его героем трагическим. Получилось в итоге немного по-британски — крупным планом, но за тонким слоем плексигласа, когда от ощутимого интереса до искреннего сочувствия рукой подать, но — никак.
Несмотря на то, что в наших широтах летнее время театральным никак не назовешь, «Что случилось в зоопарке?» отлично попадает в июньское настроение, когда чувства уже притуплены, а мозги ещё работают хорошо. Что будет с ним (если будет) осенью — неясно; а пока что, конечно, надо смотреть.
Евгений Мельников,
фото: vk.com/at_the_zoo