Главная
>
Справка
>
Досье
>
Гнатюк Андрей Климентьевич

Гнатюк Андрей Климентьевич

Ведущий российский политтехнолог, президент холдинга «ГРУППА ИМА»

Дата рождения: 18 ноября 1961 г.

Андрей Климентьевич Гантюк
Андрей Климентьевич Гантюк

Андрей Климентьевич Гнатюк, одна из звезд отечественной рекламы, PR и политтехнологий, родился 18 ноября 1961 года в небольшом сибирском городке Томск-7 (Северск). Двойное название объясняется тем, что город принадлежал к списку так называемых режимных, иначе говоря — секретных. На заводе, вокруг которого и построен был городок, производили ядерное оружие. Отец Андрея, Климентий Гнатюк, специалист по радиологии, приехал в Северск по распределению, закончив Харьковский университет. Мать, Татьяна, закончила Библиотечный институт в Харькове и преподавала в ПТУ Северска. Там же, в Томске-7, родился младший брат Андрея — Дмитрий Гнатюк.

По воспоминаниям Андрея Климентьевича в семье много читали, старательно собирали большую библиотеку, благо зарплаты в Северске были довольно большими и тратить их там было особо не на что. Вот, что вспоминает о семье сам Андрей Гнатюк: «У родителей была хорошая зарплата, но это не конвертировалось в какие-то бытовые вещи. Зато в семье было три с половиной тысячи книг. Это такой советский бзик — у нас с братом иногда ботинок новых не было, зато мы знали, как Фрейд толковал сновидения». Перед окончанием Андреем школы родители решились на переезд — пора было задумываться о поступлении детей в институт. Отца Андрея взяли на работу в Дубну, довольно престижное и продвинутое место, научный центр международного значения.

Учеба и работа

После окончания школы Андрей поступил в Московский полиграфический институт и окончил его в 1983 году, получив диплом технолога полиграфического производства. С 1983 по 1989 год он работал инженером Приборного завода «Тензор» Министерства среднего машиностроения в Дубне. Его деятельность от полиграфии была достаточно далека, но профессия технолога позволяла приложить свои способности практически в любой сфере, где требуются данные организатора. Руководители Гнатюка вспоминают его как толкового, самостоятельного и главное — крайне пунктуального и дотошного работника, отличного организатора. Довольно быстро он становится старшим инженером. Но, как выяснилось постепенно, научная карьера молодого инженера не привлекала. Зато Гнатюк развил бурную общественную деятельность, например, организовывал концерты, выпускал самиздатовскую газету и самодельные книги. Он привозил в Дубну самых разных музыкантов — и джаз, и КСП. В Доме ученых Дубны играли такие будущие звезды джаза как Альперин, Старостин, Шилклопер...

Вот, что вспоминает Гнатюк о тех годах: «Жил я в квартире площадью 17 метров с женой и тремя детьми. Я построил трехуровневую кровать для детей, а под ней парта. Квартира на первом этаже, так что к нам все заходили с улицы через балкон».

Чтение и обсуждение книг на домашних семинарах — такова была общественная жизнь молодых технарей наукограда, и Гнатюк погрузился в нее с головой.

ИМА-пресс

В конце 80-х в Агентстве печати «Новости (АПН), крупнейшей государственной организации, была на волне перестройки организована молодежная редакция — Информационно-молодежное агентство «ИМА-пресс». Гнатюка и группу журналистов из Дубны пригласили туда работать. Вот, что рассказывает об этом повороте в своей судьбе сам Гнатюк: «Я вообще много читал, но любовь моя была — Хармс. Я обожал Хармса. И вот я решил сделать газету. В Дубне была тогда одна газета, „За коммунизм“. Мы с братом решили издавать вторую. Печатать в газете, конечно, Хармса. А кого еще? Первый номер я верстал сам, вручную, на зеленоградском компьютере МТМ — все рассказы Хармса в виде большой буквы „Х“ на разворот. Этот номер с Хармсом каким-то образом попал в АПН. Они очень удивились, что где-то в Дубне есть такие продвинутые люди, и позвали нас в АПН — работать».

Одним из наиболее успешных проектов ИМА-пресс того времени было издание газеты «СПИД-инфо», одного из самых популярных в те годы еженедельников. Организационные таланты Гнатюка послужили причиной бешеного успеха издания. Газета «СПИД-инфо» добилась постепенно трехмиллионного тиража, что стало рекордом для прессы 90-х, до сих пор не побитым ни одним печатным СМИ. Впрочем, из АПН команде ИМА-пресс скоро пришлось уйти — слишком уж не советскими они были с точки зрения парторга АПН...

ИМА-пресс начинает работать как самостоятельное издательство, что по тем временам было очень непросто. В АПН в распоряжении издателей было все, что нужно — бумага, техника, да и вывеска государственной организации много значила. Ничего этого больше у ИМА-пресс не было, но появилась свобода...

Первое десятилетие ИМА-пресс отмечено наиболее яркими издательскими проектами. Наиболее интересные проекты прибыли не приносили, зато почти про каждый можно было сказать — издано впервые. Издательство первым издало культовую в то время книгу Шинкарева про Митьков, книгу «чернушных» стихов Олега Григорьева, которого преследовали власти, первое в России издание книги Бродского «Осенний крик ястреба» и «Философию неравенства» Бердяева... Чтобы издавать то, что хотелось самим издателям, в ИМА-пресс печатали товар детективы и фантастику.

Постепенно с книгоиздания Гнатюк переключился на рекламу. Дизайнерами ИМА было сделано немало в этой сфере. ИМА-пресс получало награды и премии в области графического дизайна и долгое время входило в топ лучших дизайнерских команд России. Организационные таланты Гнатюка нашли применение и в рекламной отрасли — вместе с Владимиром Евстафьевым он являлся инициатором и главным двигателем объединения рекламных агентств, создав РАРА — Российскую ассоциацию рекламных агентств (сейчас — АКАР). Не переставая заниматься рекламой и книгоизданием, Гнатюк мало-помалу начинает заниматься политическим консалтингом и выборными технологиями, причем быстро добивается на этом поприще заметных результатов. В 1996 года он становится управляющим партнером ООО «Центр политического консалтинга «Никколо М», а в 1999 году учреждает свою PR-компанию «ИМА-консалтинг», а затем создает несколько фирм, которые под общим брендом «ГРУППА ИМА» обеспечивают выполнение масштабных комплексных проектов, сочетающих в себе использование всего арсенала современных коммуникаций.

Успешные проекты Андрея Гнатюка

Андрей Гнатюк - президент
Андрей Гнатюк - президент "ГРУППА ИМА"

С 2003 года по настоящее время Андрей Климентьевич Гнатюк является президентом холдинга «ГРУППА ИМА», который во внешних коммуникациях в последние годы использует раскрученный еще в 90-е бренд «ИМА-пресс». К началу 2000-х ИМА становится одним из главных игроков на рынке политического PR, и портфель заказов более чем наполовину состоит из государственных контрактов.

Сергей Ястржембский: «За фасадом веселого эпатажа скрывается лучшая, на мой взгляд, в России PR-корпорация: амбициозная, цепкая, ответственная, креативная, суперпрофессиональная. За годы моей работы в Администрации Президента мы с „ИМА-пресс“ провели много совместных акций государственного масштаба — как в России, так и за рубежом. И всегда добивались успеха!».

Михаил Швыдкой: «ИМА-пресс» — товарный знак, которым вот уже тридцать лет брендируются самые разные проекты. Например, случались у нас в стране годы культуры разных зарубежных стран. Я видел интересные логотипы этих мероприятий, когда их утверждали на оргкомитетах. Когда я спрашивал, кто это делал, мне говорили, что это «ИМА-пресс».

Илья Клебанов: «Я знаком с этой кухней изнутри, и мне ответ хорошо известен — успешность и профессионализм рождают доверие. К „ИМА-пресс“ обращаются, например, если нужно организовать выборы в очень тяжелых регионах — и это показывает высокий уровень доверия к профессионализму компании. ИМА отвечает за то, чтобы кандидаты — любого уровня —выигрывали публично и в честной борьбе. И насколько я знаю — а я много знаю — они с этой задачей справляются прекрасно, корректно в высшей степени, и даже конкуренты не могут предъявить им упрек в использовании грязных технологий».

Михаил Швыдкой: «Вклад ИМА в развитие международных отношений огромен! Они много работали с такими странами как Италия, Китай, Казахстан... Интересно, что при всей сложности современного положения России на международной арене именно с этими государствами мы сохраняем неплохие отношения».

Андрей Гнатюк руководил многими проектами социальной, экономической, политической и культурной сфер, имеющими резонанс не только в России, но и за рубежом. За минувшие 15-20 лет можно отметить такие значимые PR-проекты ИМА-пресс как:

  • «перекрестные годы» России и других стран, например, Год Китая в России и Год России и Китая в 2006 году;

  • организационная поддержка участия России в международных книжных ярмарках;

  • PR-сопровождение референдума по новой конституции в Чечне;

  • работа с общественным мнением в год 300-летия Санкт-Петербурга;

  • продвижение российской символики перед чемпионатом мира по футболу в Японии в 2002 году;

  • создание и PR-сопровождение международной премии «Глобальная энергия»;

  • разработка первого сайта Президента РФ «kremlin.ru»;

  • выставки, круглые столы, концерты и многое другое в рамках Российско-Итальянского форума-диалога, например, Дни русского языка в Италии;

  • PR-сопровождение 750-летия Калининграда;

  • разработка и реализация программы по улучшению имиджа России (премия «Серебряный Лучник» за лучший PR-проект года);

  • саммиты стран БРИК и саммит ШОС в 2009 году; саммит АТЭС в 2014 году и другие;

  • коммуникационное сопровождение празднования Дня Победы в Великой Отечественной войне — 2010, 2015 гг.;

  • информационное сопровождение выборов в Государственную думу и выборов Президента;

  • информационное сопровождение деятельности министерств и ведомств, в том числе Правительства Москвы, Министерства образования и науки РФ; Правительства Москвы.

А.К. Гнатюк является членом Высшего экспертного совета Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО), действительным членом (академиком) Российской академии рекламы Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), вице-президентом Российского отделения Международной рекламной ассоциации (IAA).

Ближний круг

Политтехнолог Андрей Гнатюк
Политтехнолог Андрей Гнатюк

Андрей Климентьевич женат, четырех детей — два сына и две дочери, а также внучку. Главным его увлечением является организация и проведение мероприятий «для ума и души» — культурологических семинаров, конференций, встреч с интересными личностями. Материалы таких мероприятий издаются иллюстрированным сборником. К разряду хобби можно, вероятно, отнести и организацию праздников, к которой он подходит со всей серьезностью опытного технолога и нерастраченным пылом энтузиаста 90-х. Эта деятельность носит абсолютно некоммерческий характер, как и случающееся время от времени издание книг, интересных лично Гнатюку. ИМА-пресс издало уже несколько книг о Данииле Хармсе — никто еще не издал о Хармсе больше. Под его непосредственным руководством коллектив ученых-историков вместе с дизайнерами ИМА занимается уникальным проектом «Хронотоп», визуализирующим исторические процессы.

Профессиональные достижения

Успехи Андрея Гнатюка отмечены немалым количеством дипломов и наград, среди которых персональные благодарности мэра Москвы (2001 г.), заместителя мэра Москвы (2002 г.), министра культуры Российской Федерации (2003 г.), министра по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций (2003 г.), руководителя Администрации Президента Российской Федерации в (2007 г.) и, наконец, Президента Российской Федерации в 2003, 2005, 2006, 2007, 2008, 2010, 2018 годах.

В 2008 году Андрей Климентьевич Гнатюк награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» I степени, а в 2019 году — орденом Александра Невского.