Депутаты Законодательного Собрания Красноярского края рассматривают законы о льготном налогообложении для нефтедобычи и резидентов Арктической зоны края. Пакет законопроектов обсудили во время заседания комитета по бюджету и экономической политике.
Представил законопроекты заместитель председателя правительства края Сергей Верещагин. Он пояснил, что инициативы разработаны для поддержки предпринимателей в Арктике и создания благоприятных условий налогообложения крупнейшему проекту нефтегазовой отрасли «Восток ойл», объем инвестиций которого оценивается приблизительно в 11 трлн рублей. Эту задачу поставил перед регионом президент России Владимир Путин. Меры региональной поддержки идут в комплексе с федеральным стимулированием.
Организациям в сфере добычи сырой нефти и попутного газа предполагаются следующие краевые льготы:
- пониженные дифференцированные ставки по налогу на имущество — 0,2 % в 2021-2023 гг. в отношении имущества действующих месторождений и 1,1 % в 2024-2036 гг. для вновь создаваемого имущества действующих и новых месторождений. Дифференциация ставок вызвана тем, что доля льгот по отношению к объему инвестиций увеличится с 1 % в 2021 до 6 % в 2036 году.
- пониженные ставки налога на прибыль организаций: 0,5 % в 2026-2030 гг. и 2,5 % в 2031-2036 гг.
Малому и среднему бизнесу в Арктической зоне на территории края установят льготные ставки по налогу на имущество организаций в размере 0,2 % в 2021-2023 гг. и 1,1 % в 2024-2030 гг. Объем налоговых преференций оценивается в размере 11,7 млрд рублей в 2021-2023 гг., при этом налоговые поступления от реализации проектов по подсчетам составят около 80 миллиардов рублей. В целом до 2036 года нефтедобывающий проект принесет в консолидированный бюджет края порядка 1,4 трлн рублей.
Депутат Александр Бойченко отметил, что эти вопросы для края и его бюджета значимы, они связаны и с инвестициями в краевую экономику, и с налоговыми поступлениями, и с рынком труда. Вице-спикер Алексей Кулеш, присутствовавший на комитете, спросил, какие существуют риски при реализации проекта. Сергей Верещагин назвал внешние и внутренние риски: макроэкономический сценарий и конъюнктура рынка, отсутствие источника финансирования инвестиций в виде выручки от реализации углеводородов на новых месторождениях. На нивелирование последнего и направлены налоговые преференции в рамках разработанных законопроектов.
Юрий Захаринский поинтересовался, есть ли соглашения между компанией, реализующей данный проект, и администрацией Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, а Павел Семизоров выразил обеспокоенность подготовкой специалистов для работы на месторождениях. По всем вопросам Сергей Верещагин пояснил, что правительство ведет работу.
Отдельную дискуссию вызвала возможность создания комиссии в краевом парламенте, которая взяла бы на себя часть контрольных функций по ходу выполнения проекта. Озабоченность необходимостью парламентского контроля в этой сфере высказал вице-спикер Сергей Зяблов, коллегу поддержал Александр Бойченко. Председатель комитета Владимир Чащин предложил обратиться к председателю комитета по государственному устройству, законодательству и местному самоуправлению Сергею Попову, который предоставил бы свою позицию в рамках регламента деятельности Законодательного Собрания. Часть депутатов, к примеру, Владислав Зырянов, считают создание такой комиссии нецелесообразной.
По итогам дискуссии Владимир Чащин отметил, что рассмотренные законопроекты позволят обеспечить не только экономическую эффективность реализации проектов, но и повышение устойчивости всей бюджетной системы Красноярского края. Законопроекты одобрены для принятия на сессии в первом чтении.