Сегодня, 23 сентября в рамках Сибирского исторического форума состоялся круглый стол «Наследие Енисейского Севера». Участники обсуждения обратились к истории Второй мировой войны, поговорили о том, какая роль была отведена Красноярску в событиях того времени, а также познакомились с проектом парка-музея освоения Севера, который планируется создать на острове Молокова в Красноярске.
В онлайн-режиме в мероприятии принял участие сооснователь и вице-председатель американской компании BRAVO 369 Flight Foundation, писатель, тренер, спикер, член Американского общества композиторов, писателей и издателей (ASCAP) Крейг Лэнг.
В своем выступлении он рассказал о воздушном маршруте времен Второй мировой войны между США и Советским Союзом «Аляска-Сибирь» («Алсиб»). Именно по этому маршруту осуществлялась поставка вооружений и боеприпасов из США в Советский Союз по программе ленд-лиз. Основная база для американских самолетов была оборудована в Красноярске, и уже отсюда самолеты отправлялись на фронтовые аэродромы.
Крэйг Лэнд подчеркнул, что история о взаимодействии и сотрудничестве США и Советского союза в годы войны до недавнего времени оставалась недосказанной:
«Множество людей в Америке никогда не слышали о программе „Аляска-Сибирь“, включая дипломатов, политиков и работников сферы образования. Это очень важно, чтобы мы помнили историю своих свершений. Создатели Красноярской трассы „Алсиба“ совершили настоящий подвиг, всего за год построив то, что в мирное время создавалось бы в несколько раз дольше. Уверен, что весь мир должен гордиться этим».
Немногие знают и о том, что остров Молокова, который расположен в центре Красноярска, был самой первой гидроавиабазой полярной авиации в СССР. Именно здесь планируется создать парк-музей освоения Севера, проект которого в рамках круглого стола представил его художественный руководитель Алексей Чебаненко.
«В Музее освоения Севера будет расположен, в том числе, и памятник героям „Алсиба“. Среди тематических разделов музея также личные истории первопроходцев, героев военных кампаний и исследовательских экспедиций, истории развития промышленности на северных территориях и многое другое», — рассказал Алексей Чебаненко.