Главная
>
Статьи
>
Общество
>
«Роскошные квартиры для лётчиков секретной авиатрассы»: история легендарного красноярского Авиадома

«Роскошные квартиры для лётчиков секретной авиатрассы»: история легендарного красноярского Авиадома

16.09.2021
31
Авиадом на ул. Вавилова, 35 в Красноярске

Авиатрасса «Аляска-Сибирь»

В годы Второй мировой войны США запустили госпрограмму Ленд-лиза, по которой страны-союзники получали в заем или аренду американскую военную технику, боеприпасы, еду, лекарства и нефтепродукты. Красноярский край в этой программе сыграл очень значимую роль — через него на советско-германский фронт шли американские истребители и бомбардировщики.

Для перегонки самолетов была создана секретная воздушная трасса «Аляска-Сибирь» — она же Алсиб, «Воздушная трасса Красноярск — Уэлькаль» или «Красноярская воздушная трасса». Решение о создании воздушной трассы с конечным пунктом в Красноярске было принято 9 октября 1941 года совершенно секретным постановлением Государственного Комитета Обороны СССР.

Почему конечной точкой выбрали именно Красноярск? Перегонять самолеты предстояло в очень тяжелых условиях, а у пилотов Енисейской авиагруппы уже был богатый опыт перелетов в районах Крайнего Севера.

Алсиб можно условно разделить на следующие отрезки пути:

  • в городе Фэрбанкс в штате Аляска советская военная миссия принимала американские самолеты;
  • летчики 1-го перегоночного авиаполка на Аляске поднимали машины в воздух и летели через Берингов пролив на Чукотку — до села Уэлькаль, либо до села Марково;
  • на Чукотке летчики 2-го перегоночного авиаполка принимали американские машины и летели на них до поселка Сеймчан на Колыме;
  • от Сеймчана до Якутска самолеты перегоняли летчики 3-го перегоночного авиаполка;
  • от Якутска до Киренска доставкой занимался 4-й перегоночный авиаполк;
  • наконец, из Киренска в Красноярск машины доставляли летчики 5-го перегоночного авиаполка;

Было также множество запасных и промежуточных аэродромов: в Олекминске, Витиме, Теплом Ключе, Оймяконе, Омолоне, Зырянке... По итогу, в СССР было построено 17 аэродромов, а в США и Канаде — 15. В Красноярске для функционирования авиатрассы были созданы авиамастерские: на Покровке, на острове Молокова, на территории судоремонтного завода и цирка, где располагался авиаремонтный завод. За цирком была взлетно-посадочная полоса аэродрома.

Авиатрассу «Аляска-Сибирь» завершили к 1 октября 1942 года. Она стала крупнейшим проектом советско-американского сотрудничества. Вдоль авиатрассы действовали вспомогательные сооружения: узлы связи, радионавигаторы, метеостанции.

Материалы по теме
Возвращение «Дугласа»: история одного самолёта
Как «американец» 70 лет в тундре пролежал

Даже при таком количестве аэродромов и серьезной подготовке, перегонка самолетов была тяжелейшим испытанием для пилотов. Лететь приходилось по 4-5 часов (хотя обычный боевой вылет длился около часа), порой — в очень сложных метеоусловиях. Карты поначалу были неточными, а отставание от звена могло привести к тому, что пилот не мог в одиночку сориентироваться на маршруте. Сами самолеты тоже не всегда выдерживали столь длительный перелет.

За время работы трассы «Аляска-Сибирь» на советском участке трассы произошло 279 летных происшествий. Погибло 114 летчиков, множество пропали без вести. Героям авиатрассы посвящен сквер на улице Аэровокзальной.

Лучший дом правобережья

Итак, финальной точкой Алсиба был Красноярск. Здесь летчики и технический персонал 5-го перегоночного авиаполка жили в, без преувеличений, лучшем доме правобережья — в народе его называют «Авиадом», а располагается он сегодня по адресу Вавилова, 35. Его построили специально для работников гидроавиабазы полярной авиации Главного управления Северного морского пути — за несколько лет до запуска трассы «Аляска-Сибирь».

Считается, что инициатором строительства был полярный летчик Илья Мазурук; отсюда и второе народное название — «дом Мазурука». С августа 1942 года Илья Мазурук был назначен руководителем Красноярской воздушной трассы, маршрут которой он лично полностью освоил, начиная с Аляски.

Илья Мазурук
Фото: ru.wikipedia.org

Интересно, что в разных источниках и у разных краеведов есть разночтения по поводу года сдачи дома в эксплуатацию. Самая известная версия — 1934 год, который указан на мемориальной табличке Авиадома. Однако если дом и правда построен по инициативе Мазурука, возникают сомнения — ведь до 1936 года тот вообще служил на Дальнем Востоке, а не в Сибири.

В базе МинЖКХ годом сдачи указан 1937-й — но, опять же, это не совсем стыкуется с биографией Мазурука. Ведь чтобы попросить построить роскошный дом специально для авиаторов — мало быть просто летчиком, пусть и командиром экипажа. А признание и слава пришли к Мазуруку лишь в том же 1937 году за участие в высадке первой дрейфующей научной станции «Северный полюс-1» — он получил звание Героя Советского Союза и орден Ленина. Кроме того, он стал депутатом Верховного Совета СССР. Возможно, тогда он и выступил инициатором строительства?..

Самая поздняя возможная дата сдачи дома— 1939 год, когда Мазурук носил звание полковника и был начальником Управления полярной авиации Главного управления Северного морского пути. Под его руководством в Красноярске строился авиаремонтный завод с летно-испытательной станцией.

Впрочем, даже если Авиадом и правда сдали лишь в 1939-м, он всё равно имеет полное право называться старейшим каменным зданием красноярского правобережья.

Кстати, в высадке научной станции «Северный полюс-1», помимо Ильи Мазурука, участвовали летчики Василий Молоков, Михаил Водопьянов и Анатолий Алексеев. Именами всех троих впоследствии назвали улицы Красноярска.

Звонил лично Сталин

Советская поговорка гласила: «Всегда считался цветом нации, кто есть, кто будет в авиации». Поэтому по меркам 30-х годов XX века пятиэтажный каменный дом предоставлял просто потрясающие условия.

Материалы по теме
История «сталинок» в Красноярске
Кто жил в «директорских» квартирах и почём они сейчас

Здесь были огромные квартиры с высокими потолками, как и в любой «сталинке». На правом берегу в те годы строили одни лишь бараки — переехавшие из них работники авиамастерских поражались своему новому жилью. Дети рабочих порой развлекались тем, что просто катались на велосипеде по комнатам. На пятом этаже располагалась гостиница для пилотов, перегонявших самолеты — можно заметить, что окна пятого этажа отличаются по форме от всех остальных.

Толстые стены дома отлично держали тепло. Централизованного отопления в Красноярске тогда еще не было, поэтому в доме сделали собственную котельную.

Фасад здания мог похвастаться украшениями в виде колонн на пятом этаже и мраморными подоконниками. В сравнении с ранними «сталинками» это достаточно скромно, но ведь и дом строили, когда формат сталинских домов только-только формировался.

Весь дом был телефонизирован. Была также рация для связи с аэродромом. Есть мнение, что, помимо обычной телефонной линии, была и специальная, правительственная — ведь в здании, помимо квартир, находился штаб авиатрассы, куда порой звонил лично Иосиф Сталин.

Авиадом сегодня

В начале 1946 года перегоночная трасса «Аляска-Сибирь» прекратила свою деятельность, но оставалась секретной еще очень долго. Бывший дом для авиаторов перешел в распоряжение судостроительного завода — его создали на базе авиаремонтного. Об Алсибе стало широко известно лишь в годы перестройки.

В 2005 году на Авиадоме появилась первая памятная табличка — ее установили ученики лицея № 11. Мемориальные знаки летчика Ильи Мазурука и авиаконструктора Георгия Бериева появились в 2018 году в рамках проекта «Наследие Красноярского края».

В наши дни на Вавилова, 35 живут очень разные люди: есть и пенсионеры, и молодые семьи с детьми. Среди жильцов есть старушка, которая любит высаживать цветы — клумбой служит давно не работающий фонтан в центре двора. А вот с самим домом всё не так хорошо, как хотелось бы.

«У нас хороший дом с высокими потолками и просторными комнатами в квартирах. Но какое-то время назад у окон появились разные мелкие насекомые — мошки и жуки... Видимо, что-то происходит с деревянными перекрытиями. Особенно много насекомых собирается летом. Бывают проблемы с отоплением, но их быстро устраняют», — рассказала местная жительница Галина Владимировна.

Дом, впрочем, не признан аварийным. Последний капремонт был в 2020 году — чинили крышу и систему газоснабжения. Следующий капитальный ремонт запланирован лишь на 2034 год — чинить будут системы горячего водоснабжения и теплоснабжения. Электроснабжение, одну из частых проблем старых домов, будут ремонтировать в 2043 году.

Почем квартиры?

Как и в любой красноярской «сталинке», здесь тоже можно купить квартиру — в доме их 63, на 7 подъездов. Впрочем, появляются объявления о продаже не так уж часто. Например на «Яндекс. Недвижимости» есть объявление о продаже трехкомнатной квартиры площадью 72 м² за 4 950 000 рублей. Интересно, что находится она на 5-м этаже Авиадома — как раз там была когда-то гостиница для пилотов.

Нужно, впрочем, помнить, что у дома есть проблемы с отоплением и, видимо, с перекрытиями. К тому же такому старому зданию явно недостаточно лишь плановых капитальных ремонтов — управляющая компания должна очень хорошо о нем заботиться... А дом на Вавилова, 35, если верить базе МинЖКХ, относится к ведению УК «ЖСК».

У этой компании очень серьезные проблемы: бывший директор попала под уголовное дело о растрате 100 млн рублей; правоохранительные органы также ищут сотрудников компании, которые могли присвоить 1,2 млрд рублей - в том числе и средства, собиравшиеся на текущий ремонт домов. К тому же, жильцы домов, которыми заведует «ЖСК», жаловались, что УК не оказывает большинство коммунальных услуг.

Сегодня Авиадом похож на все остальные «сталинки» Красноярска. О его уникальном прошлом можно узнать лишь благодаря установленным мемориальным табличкам. К тому же в городе, где несколько улиц названы в честь летчиков, так почему-то и не появилось улицы имени Ильи Мазурука.

Андрей Медведев специально для интернет-газеты Newslab,
фото Алины Ковригиной

Рекомендуем почитать