Комитет по государственному устройству, законодательству и местному самоуправлению Законодательного Собрания Красноярского края обсудил проблемы цифровой трансформации в регионе.
Депутаты провели выездное совещание в «Центре управления регионом». Министр цифрового развития Николай Распопин рассказал о системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112». Система работает с 2019 года и позволяет жителям всего края оперативно вызывать пожарную охрану, полицию, «скорую», аварийную службу газа и службу «Антитеррор» по принципу «одного окна». За считанные секунды операторы «112» собирают необходимую информацию и передают ее ведомственным оперативным дежурным. Служба работает круглосуточно, в каждой смене дежурит психолог, при необходимости может быть произведен перевод на английский, немецкий, французский, китайский и испанский языки. Ежегодно на номер «112» поступает более 2 млн звонков (по 5-7 тысяч в день).
Еще одно из подразделений ЦУРа — Единый контакт-центр. Он создан в 2020 году по инициативе федеральных властей для реализации мероприятий по противодействию COVID-19. Сегодня сотрудники центра в круглосуточном режиме принимают и отрабатывают запросы граждан не только по вопросам здравоохранения или вакцинации, но и по проблемам социального обслуживания, помощи погорельцам, беженцам, обслуживают линию общественной приемной губернатора по разъяснению указов, распоряжений и других нормативных документов регионального и федерального уровня.
С 22 сентября 2022 года на базе единого контакт-центра «122» организована линия по приему телефонных обращений по вопросам частичной мобилизации. Позвонившим в центр по единому номеру «122» ответит интеллектуальный голосовой помощник Александра. Она даст ответы на наиболее часто задаваемы вопросы, запишет на прием к врачу или вакцинацию, озвучит результаты тестов или направит к оператору. Депутат Илья Зайцев тут же решил проверить интеллектуальный уровень голосового помощника, задав вопрос про земельные сертификаты для многодетных семей. Александра, к сожалению, оказалась не в курсе краевых законов, принятых неделю назад, но сориентировалась и переадресовала вопрос оператору службы.
В Центре информационных технологий (ЦИТ) сосредоточены центры обработки данных электронного правительства и системы «Безопасный город». Сотрудники ЦИТ продемонстрировали депутатам работу интеллектуальной системы видеонаблюдения. Сегодня к ней подключены три с половиной тысячи дорожных, внутридворовых, ведомственных камер. В планах к системе присоединятся камеры в школах. Высококачественное оборудование и программное обеспечение осуществляют поиск по номерам машин, по распознаванию лиц.
Илья Зайцев и здесь провел эксперимент: по названному номеру собственного автомобиля «Безопасный город» выдал информацию, где и когда в течение последних суток машина депутата попала в поле зрения камер. Вопреки распространенному мнению, ЦОД «Безопасный город» не занимается выявлением нарушителей ПДД. Речь идет именно о безопасности — поиске машин в розыске, пропавших людей, предупреждении ЧС, об оперативной работе. Центры обработки данных полностью изолированы от интернета (исключена возможность проникновения в базы), разработки программного обеспечения — российские, в настоящее время идет активное замещение импортного «железа» на отечественное.
Николай Распопин также рассказал депутатам о системе цифровой безопасности, об аналитической работе, о государственной стратегии в области цифровой трансформации отраслей экономики, государственного управления и социальной защиты населения.
«Сегодня цифровизация стала реальностью не только в работе органов власти или в экономике. Каждый житель края сталкивается с ней повседневно, информационные сервисы стали играть в нашей жизни огромную роль. Еще десять лет назад мы смотрели фантастические фильмы о том, как по лицу отслеживают, например, перемещения человека по городу. И все это здесь и сейчас мы видим в Красноярске. При этом цифровизация стоит не только на страже безопасности, она призвана облегчить жизнь, предоставляя все более современные и качественные услуги в сфере медицины, образования, социальной защиты и так далее. Не в каждом регионе страны есть такая развитая цифровая инфраструктура, как в нашем крае. На опережающее развитие службы „122“ и, например, „Безопасного города“ повлияло наследие Универсиады в виде оборудования, вычислительных мощностей, программных продуктов. Но что еще более важно, накопленная статистика позволяет анализировать запросы общества и оперативно реагировать на них на ведомственном, государственном и законодательном уровне. Система государственного управления меняется под запросы граждан — и это очень важно для развития нормального, здорового общества», — подвел итог обсуждения председатель комитета Сергей Попов.