В Красноярске в Доме офицеров почтили память летчиков трассы «Аляска-Сибирь».
11 ноября там открылась выставка победителей и финалистов Межрегионального конкурса детского художественного творчества «Аляска-Сибирь». Его провели в честь 80-летия Красноярской воздушной трассы, также известной как трасса «Аляска-Сибирь». В этот день, 11 ноября 1942 года, первая партия самолетов из США приземлилась на аэродроме в Красноярске.
Свои работы представили около 50 учащихся детских художественных и школ искусств, студий и кружков при Дворцах культуры и центров детского творчества. В конкурсе приняли участие молодые живописцы из Красноярска, районов края, а также республики Саха (Якутия) и Магаданской области.
Участники выставки в разной художественной технике рассказали о героях Красноярской воздушной трассы — одного из важнейших путей доставки в СССР американских самолетов, техники, материалов и продовольствия в годы Великой Отечественной войны.
Выставка открывает «Неделю памяти героев Красноярской воздушной трассы. 80 лет АлСибу. 1942 — 2022», которая проводится совместно с Красноярским краевым отделением Русского географического общества и Общественной палатой города Красноярска. Все мероприятия пройдут с 11 по 18 ноября. В программе запланированы церемония гашения почтовых открыток в честь юбилея трассы, показ фильма красноярского режиссёра Элины Астраханцевой «Крылья. Ворота крайнего Севера» и другие культурные события.
«Подготовка событий «Недели памяти» смогла объединить всех тех, кто живет этой темой много лет. Таких людей много не только в Красноярске и крае, но и в Якутии, на Чукотке, Магаданской области, в Москве. История подвига сильных духом людей — и летчиков, и тех, кто строил и обслуживал трассу — жива, актуальна и бесценна особенно сейчас«, — говорит заместитель руководителя департамента главы города, начальник отдела внешних связей администрации Красноярска Инна Дозорцева.
Военные историки отмечают, что перелеты по Красноярской воздушной трассе проходили в крайне трудных условиях, за время работы перегоночной трассы на ее части, обслуживаемой советской стороной, произошло 44 катастрофы, в которых погибло 113 наших авиаторов. «Американцы сразу сказали: по этой трассе могут летать либо сумасшедшие и самоубийцы, либо русские...», — напишет после в своих мемуарах полярный летчик, Герой Советского Союза, генерал-майор авиации Илья Мазурук.
Красноярская воздушная трасса оставила огромный след в судьбе всей страны: аэродромы, оборудование и опыт пилотов сыграли важную роль в послевоенном освоении сибирского Севера.
«С 1942 по 1945 годы Красноярская воздушная трасса обеспечивала максимально быструю поставку самолётов через Аляску, Чукотку и Сибирь на фронт. Красноярск обладал развитой авиационной инфраструктурой, имеющей прямой выход к Транссибу. Здесь также проводилось переобучение лётного состава. Далее, к месту боёв, борта доставлялись фронтовыми лётчиками и по железной дороге. Было много разного и немало потерь. Красноярское краевое отделение РГО совместно с поисковиками и всеми нашими партнёрами проводит экспедиции, старается сохранить память о героизме советских людей того времени», — отметил председатель Красноярского краевого отделения РГО Игорь Спириденко.